Почти всегда более приоритетной является удобная планировка помещения, нежели его размер. Эффективное использование каждого квадратного метра достигается благодаря зонированию — разделению пространства на функциональные области. Если мы говорим, например, об освещении кухни и гостиной, это становится еще более актуальным аспектом.

Зонирование светом – не только модный тренд, но и один из функционально важных нюансов дизайна. Правильная световая схема расставит акценты в интерьере, визуально увеличит и разделит пространство без использования перегородок и других ухищрений, на которые тратятся драгоценные метры площади. Разные источники света есть в любом помещении, остается только грамотно продумать их количество и расположение.

01.jpg

Люксы, люмены и ватты: в чем разница

Времена, когда комната освещалась одной люстрой, отошли в прошлое. Тусклый свет не только вреден для глаз, но и негативно воздействует на настроение и самочувствие. В любом помещении, вне зависимости от площади, необходимы несколько источников света.

Речь идет о четырех уровнях освещения:

  • верхний – потолочные люстры и споты;
  • средний – подвесные светильники, настенные светильники, бра и торшеры;
  • нижний – настольные лампы;
  • внутренний – подсветка мебели, подиумов.

По функционалу освещение можно разделить также на общее (потолочное), локальное (рабочее) над определенной зоной и декоративное, отвечающее не столько за пользу, сколько за красоту и атмосферу.

Перед началом ремонта важно просчитать количество необходимых источников света в каждой комнате. Неправильное освещение может свести к нулю всю продуманную эргономику квартиры и визуально удешевить даже дорогой и качественный ремонт.

17.jpg

Что нужно учитывать при планировании освещения

1. Степень покрытия светом. Измеряется в люксах (лк). Этот параметр указан на каждой лампочке. Самостоятельно рассчитать норму для конкретного помещения можно по специальным формулам, а можно оттолкнуться от утвержденных стандартов СНиП. Согласно им, для спален и гостиных нужно минимум 150 лк, для детских – 200 лк, санузлов – 50 лк, офисов – 400 лк. Разумеется, эти цифры условны, потому что важна фактическая площадь комнаты, ее форма, высота потолков, цветовое решение интерьера и т. д.

03.jpg

2. Яркость света. Измеряется в люменах (лм). Чем их больше, тем ярче свет от лампы. По этому параметру можно подсчитать, например, количество точечных светильников на потолке. На каждый квадратный метр помещения в среднем нужно 400–500 лм. Умножаем эту цифру на площадь комнаты и делим на количество люменов, указанных на выбранной лампочке.

Например, чтобы рассчитать количество спотов для 10 м2, необходимо 10 умножить на 500 и разделить на 1247 лм, указанных на точечном светильнике. Получается, что для комфортного освещения такой площади нужно минимум 4 спота. В зависимости от функции пространства и того, какие виды освещения будут на других уровнях, можно добавить еще 1–2 спота.

Важно: всем привычные ватты (Вт) говорят лишь о том, сколько электроэнергии потратит лампа за час, а к количеству света они не имеют прямого отношения.

04.jpg

3. Температура света. Измеряется в кельвинах. Чем больше их в лампе, тем холодней ее свет. Такой больше подходит для освещения офисов и локальных рабочих зон. Для жилых комнат комфортен бело-теплый свет, в диапазоне 2600–3600 К.

4. Индекс цветопередачи. Указывается на упаковках ламп как Ra (или CRI). Этот параметр говорит о том, насколько сохранятся естественные оттенки предметов под светом данной лампы. Чем ниже индекс, тем хуже цветопередача. Лучше выбирать лампы со значением не меньше 70 Ra.

05.jpg

5. Энергоэффективность. Этот параметр мало относится к качеству освещения, зато может помочь снизить затраты на электроэнергию. Обозначается семью буквами латинского алфавита, где А – самый высокий класс энергоэффективности (светодиоды, люминесцентные и энергосберегающие лампы), а G – самый низкий (лампы накаливания).

6. Коэффициент поглощения света. Разные цвета и фактуры по-разному поглощают свет. Темные и шероховатые поверхности максимально «съедают» освещение, а значит, для такой комнаты его потребуется намного больше.

06.jpg

Основные приемы светового зонирования

Определиться с количеством и яркостью света недостаточно, ведь его надо еще грамотно распределить, поделив пространство на зоны. Для этого нужно понимать, сколько функций выполняет та или иная комната. Например, в спальне можно выделить три рабочих пространства – зону шкафов/гардеробной, зону кровати и зону туалетного/письменного стола. Подсвечивая отдельно эти три части, можно добиться эффекта зонирования и сделать из комнаты многофункциональное помещение.

Самую большую роль световое зонирование играет в малогабаритных квартирах и студиях, где одна комната по функционалу равна нескольким.

Рассмотрим основные приемы зонирования пространства светом.

07.jpg

Многоуровневое освещение

Главное правило – чем больше функций выполняет комната, тем больше в ней должно быть уровней света, разных его источников и оттенков. Так можно удобно обустроить квартиру-студию, игнорируя перегородки, – выделить все зоны только светом и, включая или выключая те или иные лампы, создавать иллюзию отдельных пространств.

Света много не бывает, и лучше сделать лишний источник, которым вы не будете пользоваться, чем забыть важный и оставить какую-либо зону без должного освещения. При планировании ремонта не пренебрегайте розетками: даже если вы промахнулись с количеством света, всегда можно доставить торшер или настольную лампу, «отзонировав» ими нужное пространство не хуже потолочного света. Главное, чтобы для этого была свободная розетка.

08.jpg

Обыгрывание пространства светодиодной лентой

Так называемая закарнизная подсветка создает эффект высокого потолка и визуально расширяет стены, а также дает мягкий свет по всему периметру помещения. Сама лента представляет собой практически незаметную тонкую полоску, располагающуюся за карнизом. При включении она создает имитацию естественного освещения, подсвечивая шторы изнутри.

Светодиодной лентойтакже можно разграничивать зоны внутри комнаты (например, фиксировать ее по верхнему краю шкафов на кухне, периметру кухонного фартука) или подчеркивать нужную геометрию пространства. Особенно интересно сочетается лента с конструкциями из гипсокартона – нишами, потолками. Создается ощущение парящего пространства, купола над комнатой.

09.jpg

Цветные LED-ленты используются для декора, акцентного пятна в интерьере. Ими можно как выделить определенный участок комнаты, так и подчеркнуть цветовую гамму всего помещения.

Светодиодная лента доступна по цене, экономична по расходам электроэнергии и не перегревает поверхность. Единственным минусом ее использования в интерьере будет только необходимость дополнительной уборки, так как пыль, скапливающаяся на ленте, существенно снижает ее яркость.

10.jpg

Выделение участков светильниками на низком подвесе

Чаще всего так зонируется обеденный стол и кровать в спальне. В последнем случае две небольшие подвесные люстры могут вполне заменить стандартные бра или лампы на прикроватных тумбочках. Освещение в спальне становится более мягким, а дизайн помещения с такими светильниками – современным и оригинальным. Важно расположить выключатели рядом с кроватью, чтобы для их нажатия не приходилось вставать.

Над обеденным столом чаще располагают трек с тремя подвесными светильниками. Они не только подсвечивают сам стол, но и четко отделяют его от остального пространства, создавая определенную атмосферу при выключении остальных источников света. Можно поиграть с формой и цветом плафонов, подчеркнуть общий интерьер или, наоборот, сыграть на контрасте.

11.jpg

Эффект камерного освещения

Регулируя яркость света, можно добиться разного восприятия одного и того же помещения. Так, гостиная вечером превращается в спальню не только потому, что раскладывается диван, но и из-за приглушения основного света. Этот эффект удобен и при нахождении в одной комнате нескольких человек: можно снизить яркость люстры до минимума, включить настольную лампу и спокойно работать за столом, пока другие отдыхают.

Для регулировки яркости необходимо установить переключатели-диммеры. С помощью них можно одним движением создавать эффект камерного освещения, интимный полумрак и выбирать максимально комфортную для глаз яркость света. Кроме того, мягко включая и выключая лампы, диммеры продлевают их срок службы.

Приглушая отдельные группы светильников, можно словно «выключать» отдельные зоны из функционала комнаты.

12.jpg

Направленный свет над рабочей поверхностью

Подобным эффектом обладают локальные светильники с направленным светом: трековые лампы, светодиодына фартуке кухни, настольные лампы, торшеры и бра. Во включенном состоянии они четко выделяют рабочую зону, например письменный стол или кухонную столешницу, или мягко обозначают зону отдыха – кресло при неярком свете торшера, прикроватную тумбочку.

13.jpg

Комбинация теплого и холодного света

Холодный свет всегда более яркий и идеально подходит для работы – письма, чтения, приготовления пищи. Теплый же создает уют, расслабляет, способствует отдыху.

В любой комнате лучше комбинировать холодное и теплое освещение, выделяя тем самым рабочие зоны и зоны для отдыха. Чаще всего холодным светом подчеркивают одну-две небольшие зоны, используя его в том числе и в качестве интерьерного акцента. Основное освещение в жилой комнате всегда нужно делать теплым. Также теплый спектр света визуально делает помещение с темными стенами более просторным.

15.jpg

Использование естественного освещения

Солнце тоже нужно рассматривать как дополнительный источник света. Солнечные комнаты всегда выглядят воздушнее и позитивнее. В гостиных, кухнях, детских нужно постараться создать условия для максимального проникновения естественного света. В этих комнатах лучше не использовать громоздкие, тяжелые шторы и постараться убрать все лишние предметы с подоконников. Поставьте диван, кресло или обеденный стол ближе к окну, чтобы их выделил солнечный свет и сам отделил это пространство от остальных зон.

Световое зонирование – один из способов изменить обстановку в квартире без ремонта как такового. Поменяйте световые акценты, купите новый торшер или перенесите старый в другую зону – и комната заиграет новыми красками.

Почему нельзя совмещать кухню с гостиной?


Совмещение кухни и гостиной может иметь как плюсы, так и минусы, и, в конечном итоге, решение о совмещении или разделении зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей.

Вот некоторые из потенциальных недостатков совмещения кухни и гостиной:

  1. Запахи и шум. Кухня может быть источником запахов и шума, что может быть раздражающим во время отдыха в гостиной. В этом случае необходимо использовать качественную вытяжку и/или зонирование пространства, чтобы уменьшить этот эффект.

  2. Недостаток приватности. Совмещенная кухня и гостиная могут ограничить уровень приватности и конфиденциальности в обеих зонах.

  3. Ограниченность дизайна. При совмещении кухни и гостиной могут быть ограничения в планировке и дизайне, что может ограничить индивидуальность и функциональность пространства.

  4. Увеличение затрат. Совмещение кухни и гостиной может потребовать дополнительных затрат на установку специальных систем вентиляции и звукоизоляции.

Однако, совмещение кухни и гостиной может иметь и ряд преимуществ, таких как увеличение пространства, повышение социальной активности, больше света и т.д. Окончательный выбор зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений.

Добавить комментарий