На чтение 13 мин Просмотров 3к. 19.12.2021 02.05.2022

Автомобильный аккумулятор считается функциональным только в том случае, если все его операционные показатели соответствуют установленным стандартам. Для мониторинга этих параметров используются разнообразные измерительные устройства. Если вы хотите выполнить проверку аккумулятора, вам потребуется мультиметр.

В этой статье мы ознакомимся с тем, как проверить аккумулятор мультиметром.

проверка аккумулятора мультиметром

Что такое мультиметр?

Мультиметр – это многофункциональный прибор универсального типа. Заложенные в этом устройстве возможности позволяют заменять им сразу три измерительных прибора, посредством которых проверяются следующие параметры:

  • Сопротивление нагрузки или потребителя.
  • Напряжение (постоянное и переменное).
  • Силу тока (только постоянную величину).
Как проверить аккумулятор мультиметром

Посредством обычного мультиметра можно проверить аккумулятор не только по напряжению, но и замерить такой важный показатель, как энергетическая емкость. Последнее возможно лишь в том случае, если пользователь строго придерживается указаний соответствующих методик.

Методы проверки АКБ мультиметром

При проверке АКБ тестером применяются два подхода: измерение его параметров при работающем или при заглушенном двигателе. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Как проверить аккумулятор при работающем движке

В этом случае перед тем, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром, важно учесть следующие моменты:

  • Заводить мотор можно лишь после того, как он будет установлен на ровной площадке и поставлен на ручник.
  • После его запуска начинают работать встроенный генератор и регулятор напряжения, подзаряжающие аккумулятор.
  • Напряжение на клеммах при запущенном двигателе достигает показаний в 13,5-14,0 Вольт.
  • Благодаря электронному регулятору оно поддерживается на уровне, исключающем возможность закипания электролита.

Для определения точного значения напряжения АКБ мультиметром потребуется отключить все «мощные» потребители, включая отопительные приборы, фары и звуковоспроизводящую аппаратуру. Если этого не сделать, то мощности генератора при работе на холостом ходу не будет хватать для поддержания номинального уровня.

В данном случае его пониженное значение можно объяснить следующими причинами:

  • Наличие плохого контакта в электрической цепи нагрузки.
  • Неисправность встроенного генератора.
  • Выход из строя электронного регулятора.

Если результаты измерений удовлетворительны – можно включить потребители энергии, а затем добавить обороты двигателя и повторить замеры напряжения. В ситуации, когда на высоких оборотах оно падает до 13,4 Вольта и ниже – необходима диагностика генераторного агрегата и блока управления.

При неработающем двигателе

При неработающем моторе при измерении напряжения аккумулятора средний показатель должен быть в пределах 12,5-13,0 Вольт. Верхняя граница соответствует 100 % заряду, а нижняя – его зарядке всего лишь на 50 %. Эти измерения проводятся перед поездкой, а не после того, как двигатель был только что заглушен.

Только в этом случае можно получить точную информацию о том, насколько хорошо аккумулятор способен держать заряд.

Условия, в которых проверяется работоспособность АКБ

Перед тем, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью мультиметра (с целью определить, в каком он находится состоянии) – потребуется провести подготовительные операции. Для этого сначала следует отсоединить клеммы АКБ и дать ему отстояться примерно 5-6 часов. Затем необходимо подготовить полный комплект инструмента, используемого при проверке. В него входят:

  • Сам мультиметр с измерительными щупами.
  • Нагрузочная вилка.
  • Галогенные лампы (2 штуки).

По завершении подготовительных операций приступают к измерениям, предусмотренным программой проверки аккумулятора мультиметром. В зависимости от полученных показаний принимается решение о необходимости замены или о продолжении эксплуатации данного образца.

По каким параметрам можно проверить аккумулятор мультметром

С помощью мультметра можно проверить следующие характеристические параметры АКБ:

  • Его номинальное или рабочее напряжение (оно указывает на качество зарядки).
  • Силу тока, отдаваемого в нагрузку в нормальном режиме.
  • Энергоемкость.

По номинальному напряжению, измеренному на клеммах прибора, судят о том, насколько хорошо заряжен аккумулятор.

Как проверить заряд аккумулятора

Перед тем, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром – нужно знать, что с помощью этого прибора проверку степени заряда АКБ осуществить невозможно. Оценку можно произвести с помощью нагрузочной вилки, позволяющей оценить зарядку с высокой степенью точности.

Проверка степени зарядки аккумулятора заключается в кратковременном подключении нагрузочной вилки с обязательным соблюдением полярности подсоединения.

До и после коммутации нагрузки нужно измерить напряжение на клеммах АКБ. Перед ее подсоединением оно должно быть в пределах 12,6-13,0 Вольт, а после завершения нагрузочной операции (по истечении пятой секунды) – не менее 10,5 Вольт. Только в этом случае проверяемый аккумулятор считается хорошо заряженным, то есть способным работать под нагрузкой длительное время.

Если в процессе проверки напряжение на клеммах падает ниже 9 Вольт – аккумулятор считается нерабочим и нуждающимся в восстановлении. В этой ситуации рекомендуется побеспокоиться о покупке нового образца АКБ.

О том, как проверить и отрегулировать ток зарядки аккумулятора с помощью мультиметра, вы можете посмотреть в представленном видео-ролике ниже.

Как проверить аккумулятор на ток утечки

У любого аккумулирующего энергию прибора, способного «выдавать» ток во внешнюю нагрузку, возможны утечки. При эксплуатации таких устройств важно следить за тем, чтобы значение этих токов не превышало определенного уровня. Для автомобильных аккумуляторов, в частности, оно не должно быть более 50 мА.

Наличие утечек объясняется тем, что энергия в небольших количествах расходуется на обеспечение током «паразитных» цепей, не предназначенных для рабочих целей. Кроме того, они могут появляться из-за необходимости расхода энергии на поддержание функционирования охранной сигнализации, например.

При превышении «нерабочими» утечками предельного уровня потребуется провести диагностику системы, сопровождающуюся замером величины «паразитных» токов. Для этого необходимо проделать следующие операции в указанной ниже последовательности:

  1. Заглушить мотор работающего автомобиля, выключив зажигание.
  2. Подождать, пока он полностью остынет (примерно 10-15 минут).
  3. Отключить все потребители энергии без исключения.
  4. Снять контакт с минусовой клеммы аккумулятора.
  5. Перевести указатель режима измерений мультиметра на проверку постоянного тока, а затем выбрать диапазон до 10 Ампер.
  6. Соединить красный провод прибора с минусом аккумулятора, а к снятой клемме подключить щуп в черной изоляции.
схема замера тока утечки

По показаниям включенного в эту схему тестера можно судить о наличии или отсутствии «паразитных» токов. Таким же образом выясняется и их абсолютная величина.

Способы выявления утечек

Проверить, на каком конкретном участке автомобильной сети образуется утечка, очень просто. Для этого нужно по очереди отключать, а затем вновь подключать предохранители на распределительном щитке. Если при снятии очередного предохраняющего элемента она пропадает (мультиметр показывает «0») – это значит, что именно в этой цепи появляются «паразитные» токи.

Многих пользователей также интересует вопрос о том, а можно ли найти утечку на аккумуляторе без прибора. Для того, чтобы решить эту задачу, потребуется сделать следующее:

  1. Отключить все источники света и закрыть дверцу.
  2. Заглушить двигатель и открыть капот.
  3. Охранную сигнализацию полностью отключить от бортовой сети.

После этого нужно снять подводящий кабель с положительной клеммы и сделать 5-ти минутную выдержку. Затем следует вновь подключить клемму аккумулятора и проследить за видом образующейся при этом искры. Достаточно мощный разряд указывает на то, что утечка присутствует. Небольшое искрение свидетельствует об естественных процессах, происходящих при обрыве и восстановлении электрической цепи (утечки нет).

Ток утечки грязного аккумулятора

В определенных условиях утечка паразитными токами может образовываться из-за сильной загрязненности рабочей поверхности аккумулятора в зоне контактных клемм. Грязь в этих местах нередко скапливается по причине плохого ухода за АКБ, требующего постоянного поддержания в чистоте.

Накапливающиеся со временем грязевые наслоения из масла, испарений электролита и пыли образуют тонкую плену, являющуюся хорошим проводником тока. Именно из-за нее со временем обнаруживаются сильные утечки, приводящие к быстрому разряду АКБ. Устранить это неприятное явление можно очень просто. Для этого достаточно постоянно поддерживать свой аккумулятор в чистом состоянии, регулярно протирая его поверхности ветошью или кусочками мягкой фланелевой ткани.

Измеряем плотность электролита

Проверить плотность электролита аккумулятора с помощью мультиметра можно только одним методом. Он сводится к измерению номинального постоянного напряжения без нагрузки. Такой подход к оценке плотности позволяет быстро установить факт неисправности аккумуляторной батареи.

Таблица степени заряженности АКБ в зависимости от плотности электролита

Степень заряженности (%) Плотность электролита (г/см³) Степень разряженности (%) Напряжение аккумуляторной батареи (В) Время заряда при 10% от емкости (часы)
100 0 12,73 Нет необходимости
90 10 12,62 2
80 20 12,50 4
70 30 12,37 6
60 40 12,24 8
50 50 12,10 10
40 60 11,96 13
30 70 11,81 16
20 80 11,66 20
10 90 11,51 24
0 1,06 100 11,4 Сульфатация

О степени заряженности аккумуляторной батареи можно судить по плотности его электролита. Чем плотность ниже, тем сильнее батарея разряжена.

Как проверить емкость аккумулятора

Мы выяснили, что проверить аккумулятор по степени заряда измерительным прибором не только возможно, но и совсем несложно. А вот можно ли проверять емкость аккумулятора мультиметром – с этим вопросом еще следует разобраться. Сделать это удается, если помимо измерительного прибора использовать искусственную нагрузку и часы (таймер).

Суммарная мощность лампочек будет равна 110 Ваттам, а протекающий через них ток составит порядка 8,5-9 Ампер.

Чтобы измерить емкость аккумулятора потребуется проделать следующие действия в приведенной ниже последовательности:

  1. Сначала нужно полностью зарядить проверяемый АКБ.
  2. Затем следует подключить к клеммам нагрузку и мультиметр, переключатель которого переведен в режим измерения напряжения.
  3. При их подключении следует засечь время и дожидаться момента, когда напряжение на клеммах понизится до величины 10,3 Вольта.
  4. Определив по часам время снятия этого показания, вычисляем интервал, за который батарея полностью разрядилась.

Пусть он будет равен 6,5 часам. Проверить емкость при наличии этих данных очень просто: нужно умножить полученное время в часах на разрядный ток в амперах. В результате получится энергоемкость батареи в ампер-часах. В нашем случае она имеет значение 6,5х8,5 = 55 А/час.

В ходе эксплуатации всегда следует помнить о том, что автомобильные батареи плохо «переносят» глубокий разряд. Поэтому необходимо постоянно контролировать напряжение на его клеммах, непосредственно связанное с величиной емкости. При обнаружении падения этого показателя ниже 10,3 Вольта потребуется провести контрольную проверку энергоемкости описанным выше способом. По ее завершении обязательно нужно восстановить работоспособность аккумулятора тщательно подобранным зарядным током.

Еще один способ определения емкости аккумулятора — произвести измерения с помощью тестера емкости АКБ.

Тестер емкости аккумулятораТестер емкости аккумулятора

Проверка напряжения

Напряжение на клеммах АКБ – основной показатель его работоспособности и возможности дальнейшей эксплуатации. Перед тем как измерить напряжение на его клеммных контактах – потребуется проделать операции в перечисленном ниже порядке:

  1. Сначала подготавливается сам аккумулятор, для чего его поверхности в зоне клемм тщательно протираются ветошью.
  2. Затем нужно перевести подготовленный мультиметр в соответствующий режим («напряжение») и перейти к измерению параметра.
  3. Далее выбирается предел показаний (для данного случая подойдет «20 Вольт»).

После этого измерительные щупы прибора подсоединятся к соответствующим клеммам АКБ (провод в изоляции красного цвета – к плюсу, а черный –  к минусу). В заключение следует сравнить полученные показания с нормируемыми значениями.

При меньших показаниях АКБ нуждается в подзарядке, для проведения которой потребуется специальное зарядное устройство (ЗУ).

Критерии оценки

При оценке текущего состояния АКБ необходимо исходить из следующих критериев:

  • показания напряжения аккумулятора в пределах 12,6-13,0 Вольта указывают на то, что батарея хорошо заряжена и полностью готова к работе;
  • значения 12,1-12,4 Вольта – признак того, что аккумулятор заряжен не полностью и нуждается в подзарядке;
  • 11,6-12,0 Вольт свидетельствуют о сильном разряде АКБ, который для работы непригоден;
  • показания менее 11,0 Вольт означают, что прибор полностью разряжен и нуждается в специальных восстановительных процедурах.

Для реанимации полностью «севшего» аккумулятора потребуется провести ряд восстановительных операций, описанных в соответствующем разделе.

Как проверить ампераж аккумулятора

Чтобы определиться с тем, как проверяется ампераж аккумулятора мультиметром – пользователю потребуется создать специальную нагрузочную цепь. В качестве потребителя могут использоваться либо галогенные лампы, либо специальная нагрузочная вилка.

Для измерения силы тока аккумулятора мультиметром необходимо проделать следующие манипуляции:

  1. Переключить мультиметр в режим «Амперы» на пределе 10 А (20А).
  2. Подсоединить контрольный щуп прибора красного цвета к плюсовой клемме АКБ, а второй (черный) – к одному из 2-х контактов нагрузки.
  3. Второй ее контакт нужно подключить к минусовой клемме аккумулятора.

На его табло высветится показание, соответствующее величине нагрузочного тока.

Проверка внутреннего сопротивления

Воспользовавшись универсальным прибором типа «мультиметр», удается проверить аккумулятор на имеющееся у него внутреннее сопротивление. Для проведения таких измерений также потребуется специальная нагрузка (ее функцию обычно выполняет обыкновенная галогенная лампочка на 60 Ватт с током потребления порядка 5 Ампер.

При пересчете на токовую нагрузку в 5 Ампер соответствующие потери не должны быть более 0,05 Вольта.

Для проверки сопротивления пластин в аккумуляторе мультиметром потребуется проделать следующий ряд операций:

  1. Сначала нужно подключить галогенную лампу к клеммам АКБ и дождаться момента, когда она начнет светиться.
  2. Сразу вслед за этим потребуется замерить напряжение на клеммах с помощью мультиметра и записать полученное показание.
  3. Затем необходимо отсоединить лампу от АКБ и вновь зафиксировать значение напряжения на его клеммах.

На завершающей стадии проверки следует определить разницу между двумя полученными показаниями (без нагрузки и с нагрузкой). Если эта величина не превышает 0,05 Вольта – то проверяемый аккумулятор имеет достаточно низкое сопротивление и не снижает рабочее напряжение. В противном случае придется смириться с тем, что батарея сильно изношена и нуждается в замене.

Проверка аккумулятора

С тем, как проверить напряжение на аккумуляторе мультиметром, можно ознакомиться при просмотре многочисленных видео обзоров, в больших количествах размещенных в Интернете. Кроме того, в них приводится и другая интересующая автолюбителей информация. Просмотрев эти видеоролики, каждый желающий сможет узнать, как измерить силу тока мультиметром, а также каким образом удается определить его рабочую емкость и внутреннее сопротивление. В заключение отметим, что разобраться в том, как проверить зарядку аккумулятора мультиметром совсем несложно. Для этого достаточно следовать тем указаниям и рекомендациям, которые приводятся в данной статье.

Нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок, чтобы узнать помогла статья или нет.

Как проверить исправность датчика температуры теплого пола?


Для проверки исправности датчика температуры теплого пола можно выполнить следующие шаги:

  1. Отключите питание системы теплого пола и извлеките датчик из его места установки.
  2. Подключите мультиметр к датчику и проверьте его сопротивление. Обычно сопротивление датчика должно составлять около 10 кОм при комнатной температуре. Если сопротивление датчика находится в диапазоне между 8 и 12 кОм, то он, скорее всего, исправен.
  3. Если сопротивление датчика сильно отличается от нормы, то может потребоваться замена датчика.
  4. Если сопротивление датчика находится в норме, то можно проверить целостность кабеля, подключенного к датчику. Для этого необходимо проверить сопротивление кабеля с помощью мультиметра. Если кабель неисправен, то его нужно заменить.
  5. Если датчик и кабель исправны, то проблема может быть в термостате или в системе управления теплым полом. Термостат следует проверить на наличие сигналов, приходящих на выходы управления. Если выходы термостата исправны, то неисправность может быть связана с контроллером системы теплого пола или с неправильными настройками параметров.

Если после выполнения этих шагов не удается установить причину неисправности датчика температуры теплого пола, то рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Добавить комментарий