Бордюрные камни, применяемые на дорогах, являются важной составляющей как главных магистралей, так и внутриквартальных дорожных сетей. Их функции многогранны и весьма значимы. Они обеспечивают защиту, сохраняя дорожное полотно и смежную зеленую территорию от разрушений и обвалов, а также определяют границы дорожной инфраструктуры, выделяя различные зоны: тротуары, въезды, автостоянки, остановки, заправочные станции и парковки.

фото 21033_1

Прежде всего, защитную, сохраняя дорожное полотно и рядом расположенную зеленую зону от разрушения и обвалов, а также разграничивает дорожную инфраструктуру на самостоятельные зоны: тротуары, въезд, автостоянки, остановки, заправки и парковки.

Для того чтобы дорожное полотно функционировало свыше 20 лет, бордюрные камни должны устанавливаться с четко обозначенными нормативными производственными характеристиками и в соответствии с технологической картой монтажа.

Общие правила и принципы

Установка дорожных бордюрных камней производится по проекту строительства автомобильной дороги, в ходе которого определяется нужный тип камня и технология установки. Расчет производится согласно климатических и геологических характеристик местности и объемов работ.

Технология установки бордюрных камней должна обеспечить их надежность, чтобы выдержать внешнюю рабочую нагрузку, которая возникает на границы раздела тротуара и дорожного полотна за счет заклинки поверхностного слоя из асфальта или дорожной плитки.

Для этого бордюр укладывают на жесткое основание на дне траншеи из мелкозернистого бетона не менее В15 и М200, песка и щебенки.

Требования для использования стройматериалов под основания дорожного и магистрального бордюрного камня:

  • щебень 20 — 40 мм, по дробимости не менее M600;
  • бетон мелкозернистый не менее В15 и М200;
  • песок I-го класса.

Для этого вида бордюров запрещено использовать в качестве подстилающего слоя сухую ПЦС. Распределение слоя может выполняться ручным или механическим способом, с запасом по толщине на вибропосадку камней свыше 3 см.

Установка дорожного бордюра должна быть произведена не позже чем за 72 часа до начала работ по устройству основного покрытия дороги, чтобы бетонная обойма и швы набрали требуемую прочность.

Общие принципы установки бордюрного камня для дорожного покрытия:

  • фото 21033_2геодезическая разбивка канта дорожных бордюров;
  • установка земляного ящика;
  • устройство подстилающего слоя;
  • установка бетонных или гранитных камней;
  • герметизация межбордюрных швов цементным составом;
  • заделка земляных пазух.

Земляной ящик шириной 0,6 м устраивают ручным способом при небольших объемах и автогрейдером при строительстве автодороги большой протяженности. Выравнивающий слой должен быть не менее 10 см. Его подвозят автосамосвалами, разгружают в 3-5 местах у траншеи и автогрейдером смещают песок в земляной ящик. Распределение основания по траншеи выполняют ручным способом.

Перед монтажными работами камни должны быть очищены от загрязнений, располагают их на основание по нанесенным отметкам. Вначале нивелиром/тахеометром ставят маячковые камни лицевой поверхностью, натягивают шнур по стальным кольям, забитых у маячных камней по верхней кромке, и только потом выставляют остальные элементы, проверяя их горизонтальность.

Ширина швов между элементами не может превосходить минимальный нормативно установленный размер в 5мм. После завершения процесса монтажа, все щели тщательно герметизируются, чтобы не допустить вымывание подстилающего слоя.

Перечень инструментов и оборудования

Монтаж бордюрных конструкций может устанавливаться как ручным способом, для элементов до 1 м, так и механизированным, поэтому список оборудования во втором случае будет существенно большим.

Для выполнения работ по устройству бордюров механическим способом потребуется:

  1. Аренда автотранспорта: автогрейдер, автокран, самосвал.
  2. Бетономешалка.
  3. Нивелир с нивелирными рейками и рулетка.
  4. Металлические штыри или деревянные колья, для натягивания разметочного шнура.
  5. Захваты-клещи для переноски бордюров.
  6. Мастерок, кельма и шпатель для раствора и герметизации межбордюрных швов.
  7. Молоток.
  8. Лом.
  9. Лопаты.
  10. Емкости на бетонного раствора.
  11. Защитная лента для ограждения.
  12. Сигнальные метки для ограждения рабочей зоны.
  13. Щебень М 600 до 40 мм.
  14. Бетон В15.
  15. Камни бортовые.
  16. Пиломатериал.
  17. Цементный раствор М 50.

Захваты-клещи

фото 21033_3Эти приспособления обязательны при перемещении ограждения до 1 м, весом до 200 кг.

В этом случае захват одного бордюра выполняют несколько человек, а приспособление помогает не только распределить нагрузку между исполнителями, но и устанавливать камень ровно и точно по разметке.

Захваты-клещи помогают снизить трудозатраты на укладку дорожного камня и снизить травматизм на рабочем месте. Такое приспособление универсальное, может использоваться для переноски любого другого тяжелого штучного стройматериала.

Современные модификации захватов способны работать в тандеме с другой строительной техникой и оборудованием, что позволяет поднимать более тяжелые бордюры длинной свыше 1 м и весом свыше 200 кг, например, гранитные или ЖБ магистральные камни.

Ниже описаны популярные захваты-клещи которые можно использовать для укладки дорожных бордюров.

Простой

Даёт возможность ставить бордюрные элементы, а не переволакивать их. Захват не имеет кронштейнов, прижимание создаётся благодаря усилиям, созданными руками человека. Рычаги замыкаются вследствие поворота клещевых ручек. В этом случае, создается дуга захвата 40-45 см. При том, что само приспособление имеет вес примерно 5 кг, но бордюры может поднять до 200 кг.

Гидравлический

Обладает наивысшей функциональностью. Может переносить тяжелый дорожный бордюр и другие дорожно-строительные материалы длинной до 1 м и весом более 150 кг, например, водоотводные лотки. Гидрозахват допускается применять с разнообразным оборудованием и транспортом в виде навесного оборудования. От их гидросистемы подается питание для захвата.

С гидрозахватом нужно обращаться осторожно, первоначально щипцы кладут на камень, после направляющие необходимо раздвинуть их по длине, при этом прижимы располагают симметрично, чтобы случайно не разломать бордюр. Ротатор подключают к оборудованию, которое создает давление крепко зажимая изделие в захвате, после чего погрузчик или другой грузоподъемный транспорт переносит камень в зону установки.

Захват-тандем

Педназначается для парного применения, функционирует по технологии продольного захвата. Клещи замыкаются на бордюре по торцам. Инструмент довольно тяжелый, его вес до 15 кг, но может монтировать бордюрные элементы до 200 кг. Благодаря альтернативному удержанию по торцам, защищается лицевая часть бордюра от случайного повреждения.

КБ

Наиболее популярный инструмент в дорожном строительстве и, предназначены для тяжеловесных конструкций, работает в блоке с грузоподъёмной автотехникой. Отличительная черта конструкцииналичие монтажного кольца. При подъеме щипцов, подъемные щёки захлопываются, создавая усилия в соответствии с весом бордюра.

Как правильно установить бортовые камни?

Для правильной установки бордюров нужно знать проектное расположение камня — в один уровень с тротуарным покрытием или выше. От этого будет зависеть глубина траншеи.

Для грунтов с сезонным пучением в обязательном порядке должна выполняться укладка выравнивающего слоя.

Базовые этапы в процессе укладки дорожного бордюра:

  1. фото 21033_4Прежде чем инсталлировать тротуарный бордюр, разбивают трассу колышками и шнуром и обозначают монтажную линию лицевой стороны бордюра, которая должна быть повернута к покрытию.
  2. Наносят на колышки отметку расположения грунта и бордюрного основания. По верхней линии расположения бордюра протягивается шнур. Уровень наклона выбирается в соответствии с геологическими особенностями грунта.
  3. Глубина траншеи под установку камней определяется проектом, обычно верхняя линия бордюра возвышается над покрытием на 3 см, что предотвращает попадание атмосферных вод из газона на тротуар.
  4. Для уплотнения основания можно использовать виброплиту, в этом случае предварительно ширину траншеи выполняют равной ширине виброплите.
  5. Выравнивающий слой выполняют из щебня 20 мм толщиной около 10 см. При трамбовке она уменьшится на 1/4, что надо учитывать до начала работ.
  6. Цементный раствор приготавливают из цемента М400 в соотношении Ц:П:Щ= 1:2:3.
  7. Его заливать необходимо не полностью, а по частям, по мере выравнивания бордюра и осаждение до проектного уровня, зафиксированного шнуром.
  8. Выравнивают верхнюю плоскость камня резиновым молоточком и деревянной киянкой, чтобы не повредить поверхность бордюра.
  9. Укладывают бетон с лицевой части внизу бордюра.
  10. Осуществляют обратную засыпку грунтом траншейных пазух и уплотняют грунт.
  11. Выполняют уплотнение швов между бордюрами с применением цементного раствора в 2 стадии: вначале обмазываются более плотным раствором М 400 в соотношении Ц:В=1:2 с консистенции сметаны, а в верхнее отверстие заливают более жидкий раствор Ц:В=1:4.
  12. Подготовленный стык укрывают полиэтиленом.

На практике существуют определенные технологические нюансы для разных вариантов дорожного покрытия и бордюров, изготовленных из разнообразных материалов, например, магистральных и гранитных камней.

Это объясняется, тем, что при больших объемах работ и значительном весе бордюров, потребуется применение грузоподъемной техники, поэтому при их установке нужно придерживаться определенных процедур. Разберем нюансы установки в зависимости от видов ограждений.

Магистральные

Такие бордюры, как правило, имеют монтажные петли, которые нужно после завершения работ отгибать книзу. Для того чтобы обеспечить на стыках бордюров одинаковые зазоры 5 мм, работают с фиксатором зазоров, Г-образным железным шаблоном, который накладывается на торец поставленного бордюра.

Следующий элемент размещают таким образом, чтобы торцевая поверхность его упиралась в торец с фиксатором уже установленного бордюра. Через 40 м выполняют компенсационный шов для расширения, в него вклинивается строганная доска 20 мм, соответствующая профилю бордюра.

Для того чтобы усилить защиту от атмосферных осадков, на грунт до размещения щебеночной основы укладывают слой геотекстиля 160 г/см2, что не позволяет смешиваться щебенки с грунтом.

Гранитный

фото 21033_5При установке на участке от 40 м нужно окончательно выверить камни по длине и высоте. В необходимых случаях потребуется приподнять бордюр автокраном, выправить его положение и опустить, когда гранит займет проектное положение.

Не допускается проводить планировку основания под гранитным камнем, поднятым краном или другим подъемно-транспортным устройством.

В это время бордюр должен отводится от траншеи и зоны, в которой находятся люди. При установке камней, на стыке между ними не должно быть уступов.

Возможные сложности и ошибки

Несмотря не кажущуюся простоту, установка бордюрных камней довольно сложная работа, требующая точности выполнения нормативных процедур и наличие опыта исполнения работ у монтажников.

Ошибки и сложности при выполнении строительно-монтажных процедур начинаются у исполнителей, когда они приступают к работам без проекта и геодезических исследований.

Наиболее частые ошибки, которые допускаются исполнителями в процессе установки бордюрных камней:

  1. При разбивке трассы и установлении уклона в траншее не учтена геология участка.
  2. Недостаточный слой основания под укладку камня.
  3. Слабый цементный раствор под основание менее М200.
  4. Глубина траншеи не соответствует проектному показателю.
  5. Не производилось уплотнение основания.
  6. Не выполнено выравнивание верхней плоскости бордюрной конструкции.
  7. Не выполнено уплотнение и произведена некачественная засыпка пазух грунтом.
  8. Не выполнено уплотнение швов.

Средние расценки на укладку профессионалами

Для того чтобы установить полную стоимость укладки дорожных бордюров, необходимо учитывать стоимость единичного изделия, длину трассы и стоимость монтажных работ.

Стоимость бортовых камней зависит от размеров, материала и технологии производства, в среднем по регионам она составляет за 1 п.м.:

  1. фото 21033_6Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 420 руб.
  2. Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 470 руб.
  3. Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 490 руб.
  4. Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 550 руб.
  5. Бордюр железобетонный, Д= 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1260 руб.
  6. Бордюр железобетонный, Д= 6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1530 руб.
  7. Бордюр гранитный, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 2380 руб.

Стоимость монтажных работ зависит от объемов укладки и типоразмера бордюра, в перечень операций входят, как подготовительные, так и основные работы, включая вывоз строительного мусора.

Средняя стоимость монтажных работ по установке дорожных бордюров за 1 п.м.:

  1. Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 520 руб.
  2. Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 580 руб.
  3. Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 620 руб.
  4. Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 670 руб.
  5. Бордюр железобетонный, Д 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 700 руб.
  6. Бордюр железобетонный, Д=6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1050 руб.
  7. Бордюр гранитный, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1380 руб.

Заключение

Монтаж дорожных бордюров выполняют в ходе строительства или реконструкции магистральных, городских и внутриквартальных дорог для разграничения проезжей и тротуарной части транспортной инфраструктуры.

Процесс установки довольно сложный, поэтому лучше к этим работам привлекать квалифицированных монтажников, использовать грузоподъемную технику и оснастку, тогда работу можно выполнить качественно, а установленные бетонные бордюры прослужат не менее 20 лет, а гранитные и того более от 50 лет.

Сколько весит блок бордюра?


Вес блока бордюрного камня может варьироваться в зависимости от его размера и материала.

Например, для бетонных бордюров обычно используют размеры 100x200x50 мм, и вес одного блока составляет около 2 кг. Таким образом, блоки бордюра весом 1 квадратный метр (при укладке с шириной 200 мм) будут весить около 40 кг.

Однако, для других типов бордюрных камней размеры и вес могут отличаться, поэтому для получения более точной информации следует обратиться к продавцу или производителю конкретного вида бордюрного камня.

Видео. Захват для бордюра: как выбрать? Захват клещи тандем подвесные.

Добавить комментарий