0

Узлы стропильной системы или из чего состоит деревянный каркас скатных крыш

Andrey 12 декабря, 2017
</<!— 4 (2023-08-19)—>

Область деятельности: облицовка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач и гаражей. Опыт работы в области огородничества и садоводства. Также имеется опыт в автомобильном и мотоциклетном ремонте.


Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Любая крыша ежедневно подвергается различным нагрузкам, так как на нее действует ветер, осадки, а также она удерживает кровельное покрытие. Чтобы со всеми этими нагрузками крыша могла справляться в течении многих десятков лет, ее необходимо правильно сконструировать. Поэтому, всем желающим заняться строительством самостоятельно, рекомендую разобраться какие детали и узлы стропильной системы существуют, и какую функцию они выполняют.

 Стропильная система представляет собой сложную конструкцию, состоящую из множества различных узлов

Стропильная система представляет собой сложную конструкцию, состоящую из множества различных узлов

Элементы каркаса

Все детали стропильных систем условно можно поделить на два типа:

  • Основные. Эти детали формируют каркас кровли, именуемый стропильной системой. Без них не обходится ни одна кровля;
  • Дополнительные. К этой группе относятся элементы, которые у одних типов крыш могут присутствовать, а другие обходятся без них. Задачей дополнительных элементов является повышение жесткости и прочность каркаса.

Далее ознакомимся с обоими видами узлов.

 Мауэрлат позволяет равномерно распределить нагрузку от кровли на стены

Мауэрлат позволяет равномерно распределить нагрузку от кровли на стены

Основные узлы

Итак, к основным узлам и деталям стропильной системы относятся следующие элементы:

  • Мауэрлат. Это, можно сказать, основа всех кровельных систем, так как на мауэрлат опираются стропильные ноги. Конструкция его предельно простая, по сути, это обычный брус (бревно в бревенчатых домах), уложенный по периметру стен. Его задача заключается в том, чтобы равномерно распределить нагрузку от крыши на стены строения.

Надо сказать, что у двускатной крыши мауэрлат может располагаться не по периметру, а только на боковых стенах, так как на торцевых стенах располагаются фронтоны, представляющие собой продолжение стены;

  • Стропильные ноги (далее СН), или просто стропила. Эти детали являются несущим элементом, образующим скат и его угол наклона. Они воспринимают на себя ветровую и снеговую нагрузку, а также вес кровельного материала, и передают на стены через мауэрлат и другие элементы.

Стропила бывают боковыми (основными), диагональными (устанавливаются на стыке скатов вальмовых крыш) и укороченными (опираются на мауэрлат диагональные стропила);

 Фермой называется конструкция, образованная двумя СН

Фермой называется конструкция, образованная двумя СН

  • Стропильные фермы. Их образуют парные (ответные) стропильные ноги. Надо сказать, что стропильные фермы присутствуют у всех скатных крыш кроме односкатных, так как они не имеют ответных стропил;
  • Коньковый узел. Является вершиной стропильной фермы, т.е. образован стыком двух СН. Коньковый узел, как и сами фермы, отсутствует только у односкатных крыш.

 Вершина фермы называется коньковым узлом

Вершина фермы называется коньковым узлом

Вот и все основные узлы деревянных конструкций кровли, которые их формируют.

Дополнительные

К дополнительным деталям можно отнести:

  • Прогон. Это горизонтальная балка, которая связывает все СН в пределах одного ската;
  • Коньковый прогон. Представляет собой такую же горизонтальную балку, как и обычный прогон, но которая проходит в коньковом узле, т.е. соединяет одновременно две ноги каждой фермы.

Надо сказать, что коньковый прогон может быть установлен несколькими способами – над стыком стропил, по центру стыка, т.е. ноги опираются на прогон, или под стропилами;

  • Затяжка (ригель, схватка). Представляет собой балку, которая соединяет две ответные ноги, не давая им разъезжаться. Можно сказать, что затяжка снимает распорную нагрузку с несущих стен;

 Основные элементы каркаса крыши

Основные элементы каркаса крыши

  • Опоры. Могут подпирать стропила, все виды прогонов или затяжки. Опоры передают нагрузку на внутренние стены здания, колонны либо перекрытия;
  • Подкосы (подстропильные ноги). Представляют собой наклонные опоры, на которые возлагается та же функция, что и на вертикальные стойки. Единственное, подпирают они только ноги, т.е. являются одним из элементов деревянных ферм. Подстропильные ноги передают нагрузку на несущие элементы здания, либо на перекрытие;
  • Кобылки. Эти элементы образуют свес ската в том случае, если СН не выходят за пределы стен. По сути, они удлиняют СН, т.е. являются их продолжением.

Вот и все элементы, из которых состоят каркасы скатных крыш.

Несколько слов о видах систем

Итак, с узлами мы разобрались, теперь давайте рассмотрим основные виды стропильных конструкций. Их существует несколько:

  • Односкатные. Как я уже говорил, эти конструкции не имеют ферм. Угол ската образуется за счет разной высоты стен, на которые укладываются СН, или за счет прогона, который укладывается на стойки, установленные на одной из стен;

 Схема устройства односкатной крыши

Схема устройства односкатной крыши

  • Двускатныенаслонные. Наслонными стропилами называются стропила, которые подпираются стойками или подкосами, передающими нагрузку на внутренние несущие элементы здания. Каркас таких конструкций образован только фермами, т.е. они не имеют диагональных ног.

 Схема устройства наслонных конструкций

Схема устройства наслонных конструкций

  • Двускатные висячие. Висячие стропила от наслонных отличаются тем, что они передают всю нагрузку от крыши только на наружные стены;

 Схема устройства висячих конструкций

Схема устройства висячих конструкций

  • Вальмовые. В отличие от двускатных, на торцах вместо вертикальных фронтонов имеют наклонные вальмы, т.е. торцевые скаты. Как я уже говорил, вальмы образуют диагональные и короткие ноги;

 Схема устройства вальмовой конструкции

Схема устройства вальмовой конструкции

  • Ломаные. Представляют собой двускатную конструкцию, каждая СН которой разделена на две части и располагается под разным углом. Коньковые, т.е. верхние ноги образуют пологий скат, а нижние – крутой. Такая конструкция позволяет увеличить чердачное пространство, в результате чего оно может использоваться как дополнительный этаж.

 Схема устройства ломаной конструкции

Схема устройства ломаной конструкции

Типовые ломаные (мансардные) системы имеют стойки, на которые опираются верхние и нижние СН. Ответные стойки связаны между собой затяжками (чердачными балками перекрытия).

Существуют еще полумансардные конструкции, которые по сути, являются обычными висячими системами двухскатной крыши. Единственное, их крепление с мауэрлатом обычно делают скользящим (подвижным), что позволяет увеличить прогиб СН, и тем самым снизить распорную нагрузку на стены.

Несмотря на то, что конструкции и у всех вышеперечисленных систем разные, состоят они из одних и тех же деталей, с которыми мы уже ознакомились.

Напоследок о креплениях

Напоследок предлагаю рассмотреть как осуществляются соединения основных узлов таких как:

  • Стропило/мауэрлат;
  • Коньковый узел.

Остальные детали особого внимания не заслуживают, так как их состыковка чаще всего происходит путем запила места сопряжения (для увеличения площади прилегания деталей) и накладки стальных пластик/уголков, которые фиксируются шурупами. Иногда крепежные элементы даже не используются, т.е. детали крепятся друг к другу шурупами без каких-либо накладок.

Соединение стропила и мауэрлата

Узел крепления ноги и мауэрлата может быть выполнен несколькими способами:

  • При помощи пазов. В этом случае под мауэрлат выпиливаются пазы, в которые вставляется СН. Затем она дополнительно крепится к мауэрлату с двух сторон стальным уголком;

 Пазовое крепление применяется совместно с металлическими уголками

Пазовое крепление применяется совместно с металлическими уголками

  • Зубом и шипом. Такой способ обычно применяют для крепления СН к затяжке. Принцип его основан на том, что в торце запиленной СН выбирают шип, а в затяжке – паз. Кроме того, сама нога упирается в так называемый зуб, т.е. выступ в затяжке, которые принимает на себя распорную нагрузку.

 Крепление зубом и шипом применяется крайне редко

Крепление зубом и шипом применяется крайне редко

Надо сказать, что в последнее время крепление типа зуб с шипом применяется редко, так как гораздо проще использовать специальные крепежные элементы, те же уголки и пластины;

  • Путем запила. В этом случае СН запиливается так, чтобы на стыке с мауэрлатом образовался прямой угол, в результате чего стропило не только ложится на брус, но и упирается в его боковую поверхность, передавая таким образом распорную нагрузку. Надо сказать, что вместо запила можно закрепить брусок, как показано на схеме ниже.

 Крепление СН путем запила требует установки кобылок для устройства свеса

Крепление СН путем запила требует установки кобылок для устройства свеса

 В случаях, когда нужно обеспечить подвижное соединение СН с мауэрлатом, используют специальный крепежный элемент – ползун.

В случаях, когда нужно обеспечить подвижное соединение СН с мауэрлатом, используют специальный крепежный элемент – ползун.

Соединение стропила и конькового прогона

Соединение СН и прогона может быть выполнено следующим образом:

  • При помощи паза. В СН выполняются два ответных запила, в результате чего после стыка стропил образуется паз под коньковый прогон;
  • Жестким защемлением. Принцип основан на том, что под прогоном и над ним устанавливаются затяжки;

 Схема крепления путем жесткого защемления

Схема крепления путем жесткого защемления

  • Путем запила. Это наиболее простой и распространенный способ, принцип которого основан на запиливании СН для максимального прилегания к балке. При этом фиксация осуществляется стальным уголком.

Вот, пожалуй, и все основные нюансы сборки стропильных систем.

Вывод

Мы с вами выяснили из каких деталей состоят стропильные системы, каких видов они бывают и как осуществляется соединение основных их элементов. Если какие-то моменты я упустил или что-то вам непонятно – пишите комментарии, и я с радостью отвечу на ваши вопросы.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

12 декабря 2017г.

спасибо!

  • 27 февраля 2018г.

  • 21 февраля 2018г.

  • 20 февраля 2018г.

Последние ответы на форуме

  • Что подарить

    Элементы каркасаОсновные узлыДополнительныеНесколько слов о видах системНапоследок о крепленияхСоединение стропила и …

    Вопрос добавлен: 21 октября 2022 — 18:11

    0 просмотров

  • 14 ответов

    486 просмотров

    Женский клуб

    Элементы каркасаОсновные узлыДополнительныеНесколько слов о видах системНапоследок о крепленияхСоединение стропила и …

    Вопрос добавлен: 10 ноября 2016 — 12:51

    486 просмотров

  • межкомнатные двери в Москве

    Элементы каркасаОсновные узлыДополнительныеНесколько слов о видах системНапоследок о крепленияхСоединение стропила и …

    Вопрос добавлен: 17 апреля 2022 — 08:10

    0 просмотров

  • Облицовка дома

    Элементы каркасаОсновные узлыДополнительныеНесколько слов о видах системНапоследок о крепленияхСоединение стропила и …

    Вопрос добавлен: 29 июля 2022 — 15:44

    0 просмотров

Возможно вас заинтресуют

Что такое посадочный чертеж?


Посадочный чертеж — это документ, который используется в строительстве для указания местоположения и расположения элементов конструкций в соответствии с проектом. Он содержит подробные сведения о геометрических размерах, высотах, отметках и других характеристиках объекта, которые необходимы для правильного его строительства.

Посадочный чертеж является основой для выполнения строительных работ и используется как инструкция для рабочих, которые будут участвовать в возведении объекта. На нем обозначаются точки крепления конструкций, позиции отверстий и выступов, углы наклона и направление монтажа элементов.

Посадочный чертеж составляется на основе проектной документации и может включать в себя несколько видов чертежей: планы, разрезы, фасады, а также специальные чертежи для установки труб, кабелей, систем отопления и вентиляции. Кроме того, в посадочном чертеже могут быть указаны дополнительные требования и рекомендации по монтажу, безопасности и качеству работ.

Добавить комментарий