Иглу внутри — традиционные жилища северных народов в объективе — Статьи — В мире
Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…
Кочевники обитают не только в пустынях Африки и Аравии (подробнее читайте статью «Бедуины и их ‘шерстяные дома'»), но также и на Крайнем Севере. Бедуины занимаются пастбой верблюдов и коз, в то время как северные жители занимаются оленеводством. Тем не менее, образ жизни обеих культур имеет много общего. Если вас интересует, например, фотография иглу внутри, мы можем предоставить вам такую информацию.
Чум
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Как правильно использовать отражатель для фото?
Отражатели для фото используются для отражения света на объекте съемки, создания более равномерного и мягкого освещения, а также для заполнения теней. Использование отражателя может помочь сделать фото более привлекательным и профессиональным.
Вот несколько советов, которые помогут вам использовать отражатель для фото:
-
Выберите правильный цвет отражателя. Отражатели могут быть белыми, серебристыми, золотыми или черными. Белые отражатели используются для создания мягкого, равномерного освещения. Серебристые отражатели помогают усилить свет на объекте съемки, а золотые добавляют теплоты и цвета. Черные отражатели используются для затемнения и создания теней.
-
Расположите отражатель с правильной стороны. Отражатель следует расположить так, чтобы он отражал свет на объект съемки с той стороны, которая нужна. Например, если вы хотите заполнить тени на лице модели, отражатель следует поместить снизу.
-
Убедитесь, что отражатель находится на правильном расстоянии от объекта съемки. Отражатель должен находиться достаточно близко к объекту съемки, чтобы отразить достаточное количество света, но не слишком близко, чтобы не создавать чрезмерное освещение.
-
Используйте отражатель для создания нужного эффекта. Отражатель можно использовать для создания различных эффектов. Например, вы можете использовать серебристый отражатель для создания контраста и яркости на объекте съемки, а золотой отражатель для создания теплого оттенка.
-
Не забывайте про равномерность освещения. При использовании отражателя важно следить за равномерностью освещения на объекте съемки. Не допускайте появления ярких бликов и переосвещенных зон, которые могут испортить фото.
Использование отражателя для фото может быть очень полезным при создании профессиональных снимков. При использовании отражателя важно следить за правильным выбором цвета, расположением и расстоянием от объекта съемки, а также за
равномерностью освещения. Попробуйте различные комбинации отражателей и экспериментируйте, чтобы создать идеальное освещение для вашей фотографии.