Изготовление объемных рисунков на стене — изготовление картин из гипса и художественной штукатурки своими руками.
Когда-то задумывались ли вы о древности настенной живописи? Вероятно, с момента возникновения человечества, начиная с первобытных наскальных рисунков, человек украшает стены своего жилища разнообразными изображениями.
Объёмные картины, — панно и барельефы наделены большим реализмом, чем плоские изображения. Цветы, деревья и животные, как бы застывшие в гипсе, притягивают взгляды и восхищают.
В этой статье я хочу рассказать вам о технологии создания декоративных барельефов и объёмных рисунков из современных материалов, — штукатурки и шпаклевки. Разберём основные правила и приёмы при работе, а также крутые примеры готовых объектов, которые, возможно, и вас вдохновят сделать нечто подобное своими руками.
Барельеф и панно
Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».
К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.
Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.
Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.
Рисунки в детской комнате на стене
Особого внимания заслуживает эта техника при создании интерьера детской комнаты. Именно здесь можно на полную включить свое воображение и фантазию и придумать новое, оригинальное решение. Вы можете сделать рисунок и на стену, и на мебель. Такие рисунки очень нравятся детям. Это может быть персонаж из любимого мультфильма или же сказки. Но существуют некоторые нюансы.
Нужно помнить, что дети не любят монохромность и контраст. Они могут стать причиной страха, и ваш малыш станет пугливым. А нам это не к чему.
Поэтому все без исключения персонажи должны выглядеть красочно, быть позитивными и добрыми. Рисунки на стенах хорошо подходят при дизайне небольшой и узкой спальни. Этот простой способ позволит визуально расширить ее и получить неповторимый дизайн.
Цветовую гамму выбирайте тщательно. К примеру, слишком темные или яркие бордовые оттенки негативно воздействуют на поведение и психику малыша. Лучше детскую покрасить в светлые, пастельные тона.
Что такое лепнина
К этому понятию можно отнести всевозможные декоративные накладки на стены: багеты, молдинги, потолочные плафоны, узорные розетки, разнообразные завитушки, пилястры (колонны на стене или в углах), фасадные карниза, накладные рустовые камни на углах дома и т.д.
Лепнину для внутренних помещений часто отливают из гипса. Для фасада более практичны изделия из полиуретана, которые крепят на клей.
Материал для барельефа
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Скажу сразу, что приемлемый результат в создании настенных панно можно получить из практически любой штукатурки (гипсовой и цементной) или финишной шпаклевки. Основное, на что стоит обращать внимание — это максимальная и минимальная толщина слоя материала по рекомендациям производителя. Выбирайте смеси исходя из ожидаемого результата: когда требуется идеальная гладкость — берите для барельефа финишную шпаклевку.
Как выбрать смесь для художественной штукатурки?
- Прежде всего, нужно выбирать по месту планируемых работ. Гипсовые штукатурки применяются только для внутренних сухих помещений, т.к. гипс активно вбирает влагу и теряет при этом прочность. Материалы на основе цемента не боятся влаги, поэтому для фасада нужно брать только их.
- Второе, на что обращать внимание, — толщина нанесения. Если планируете тонкие узоры и мелкие детали, то покупайте шпаклевку с самой маленькой допустимой высотой слоя. То же относится и к наибольшей толщине. Все современные штукатурки допускают нанесение слоем до 5 см. Если требуется больший слой, то советую выбрать Weber Vetonit Profi Gyps. Она допускает локально толщину до 10 см.
- Также, картины и барельефы с большим объемом лучше начинать из штукатурки, она создаст прочный каркас. После формирования общих контуров рисунка детали и верхние гладкие слои выполняются из шпаклевки.
Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:
Название | Основа | Толщина, мм | Плюсы |
Кнауф Унифлот | гипсовая | 1-5 | Очень гладкая, быстро схватывается. |
Кнауф Фуген | гипсовая | 1-5 | Менее гладка, но «каменная» прочность. |
Сатентек | гипсовая | 1-5 | Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается. |
Волма Слой | гипсовая | 5-30 | Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму. |
Кнауф Ротбанд | гипсовая | 5-50 | Шероховатая, крепкая |
Волма Аквастандарт | цементная | 1-8 | Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов. |
Вебер VH | цементная | 1-4 | Крепкая шпаклевка для наружных работ |
Актуальные цены на шпатлёвку:
Гипсовая шпаклевка
В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.
Необходимый инструмент
Когда с материалом определились, нужно подобрать инструмент для работы. Рассмотрим основной минимальный набор мастера по барельефу.
▶ Шпатель и кельма. Это основной инструмент для нанесения штукатурного раствора на большие объемы и выравнивания поверхности. Узким шпателем удобно замешивать материал в небольших ведерках и накладывать на кельму.
Где купить: любой строительный магазин.
О выборе венецианской кельмы для декоративной штукатурки подробно рассказано в этой статье.
▶ Мастихин — главный помощник в формировании контуров и деталей объемных картин. Мастихином наносят на стену небольшие порции пластичного раствора, подравнивают края, подрезают лишнее. Изначально этот инструмент использовался в живописи для смешивания и нанесения масляных красок, но пригодился и в барельефе, когда их стали делать из штукатурки, а не вырезать из цельного камня.
Где купить: магазины для художников, в конц.товарах в отделе для хобби, интернет магазины (Алиэкспресс, например)
▶ Стеки для прорезания. Применяют их для того, чтобы снять излишки полностью или частично застывшего раствора, сделать углубление с аккуратными краями и другие всевозможные выемки. Такие стеки используют также в гончарном деле, при моделировании из пластилина.
▶ Дополнительный инструмент. Также вам может пригодиться стамеска по дереву. Рабочая кромка у них бывает прямая, скошенная, полукруглая. Выбирайте по ситуации, что и где вам нужно подрезать. Стамеской без труда можно снимать гипс и формировать рельефные поверхности.
Наждачная бумага у меня всегда под рукой. Для грубой шлифовки я использую наждачку с зернистостью P 80-100; для доведения до идеальной гладкости беру с размером абразива P 180 или 240.
Основные виды рельефа объемного рисунка
Для того чтобы выполнить рисунок штукатуркой на стенах, не достаточно подобрать материалы и инструменты, нужно понимать и эстетические аспекты дела. Ясное дело, что мотивы и цветовые решения рисунка должны быть такими, которые бы сочетались с общей обстановкой в помещении.
Однако, не стоит забывать, что в данном случае на ровне с выбором мотива и цвета, имеет место и тип рельефа и его глубина, которые непосредственно оказывают особое влияние на внешний вид рисунка. Так, на сегодняшний день видов рельефов бывает несколько.
Барельеф – самый распространенный на сегодняшний день вид рельефа, который имеет лучший эстетичный вид, относительную «легкость» и не навязчивость.
Выполняется барельеф из декоративной штукатурки и из гипсовых штукатурок, которые могут наноситься толстым слоем (или тонким при выпуклости не более 3 мм).
Это связано с тем, что выпуклость такого вида рельефа равна от малой доли и до половины объема рисунка.
Контррельеф – это обратный барельефу вид рельефного рисунка, особенностью которого является инверсия, то есть, там, где на барельефе выпуклости, на контррельефе они представлены впадинами.
На сегодня практически не применяется в декоративном оформлении, но если все же выполнять его, то глубина его должна быть равной не более половины объема с применением соответствующих составов.
Отличие в технологии – применение оттиска, а не трафаретов.
Горельеф – вид рельефа рисунка, который имеет оббьем, равный более половины объема рисунка.
Такой рисунок может быть очень навязчивым и сильно «нагружать» интерьер, посему его применять можно в весьма просторных помещениях.
Что касается технологии производства, то здесь имеет место и нанесение раствора в несколько толстых слоев (по причине очень большого объема) и большая доля скульптурной обработки.
Койланаглиф – особый рельеф, сутью которого является объемные контуры рисунка, но сама плоскость не является выпуклой, она находится «заподлицо», так сказать, то есть, на уровне плоскости всей стены.
Он может быть выполнен в специально созданном углублении стены, которое штукатурится «заподлицо» с плоскостью и сразу выполняется рисунок, прорезая углубления в местах его контуров.
Это, пожалуй, самый простой в исполнении вид рельефа.
Собственно, это все что Вам нужно было знать про объемные рисунки, а как сделать рисунок из штукатурки своими руками, объяснить технически не возможно, как было сказано выше. Нужно иметь талант художника, чувствовать глубину рельефа и пропорции.
Основы создания объемного рисунка
Вот мы и подошли к основной и самой интересной части — созданию панно из штукатурки своими руками. Для начала разберемся с таким художественным понятием, как «линейная перспектива».
Перспектива
Перспектива нужна для того, чтобы на плоской стене показать глубину рисунка, т.е. воспроизвести третье измерение. В барельефе это используется далеко не всегда. Множество простых панно из штукатурки, например, цветы, можно выполнить, не прибегая к правилам перспективы.
Простые правила линейной перспективы:
- Дальние объекты (люди, дома, деревья) лучше делать в первую очередь, ведь ближние объекты на барельефе их могут частично перекрывать.
- Линии на дальних объектах должны быть тоньше, чем на ближних.
- Высота объекта показывает расстояние от него до нас. На дальнем плане все вещи меньшего размера, чем перед нами.
Что важно соблюдать при построении перспективы.
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека т.е. 160-170 см от пола. Допустим, на стене изображена улица и идущие по ней люди. Рост взрослого человека примерно одинаковый; чтобы рисунок выглядел гармонично, нужно уровень всех персонажей, и ближе стоящих, и далее, выполнить на линии горизонта. Соответственно, сидящий человек или ребенок будет изображен ниже этой линии.
Точка схода — это место на линии горизонта, в которое сходятся все линии, идущие параллельно земле: дорога, рельсы, уровень крыши дома, подоконники и т.д. (пример линии схода на рисунке ниже)
Точка схода не обязательно должна быть в центре картины, все зависит от того ракурса, который мы хотим передать. Может быть и несколько точек схода, например, если мы изображаем две смежные стены дома, т.е. смотрим на него с угла.
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
При разметке стены под барельеф помогает такой прием: в точке схода устанавливают кнопку или гвоздик, к которому крепят нитку. Затем нитку прикладывают ко всем прямым линиям, уходящим в даль.
Армирование штукатурки (пошаговый пример барельефа)
После того, как контуры будущего барельефа нанесены на стену карандашом, нужно подумать, какие места будут наиболее выступающие. Их нужно усилить, чтобы защитить штукатурку от сколов, растрескивания под собственным весом.
Для армирования картин из гипса подойдет обычная мягкая проволока, накрученная на саморезы. Делается это так:
Шаг 1. Разметка стены. Эскиз удобно переносить, разбив его на квадраты.
Шаг 2. Сверлим отверстия в пределах контура рисунка, вставляем дюбели и закручиваем саморезы, оставляя на поверхности около 10 мм. Затем между шляпками саморезов накручиваем проволоку. Так получается как бы каркас, который потом будет закрыт штукатурным раствором.
Шаг 3. Формируем общие детали барельефа, армирование полностью закрыто штукатуркой. На этом этапе работаем грубо, без шлифовки. Уже видны все размеры картины, высота рельефа.
Шаг 4. Сглаживаем шероховатости наждачкой, по необходимости шпаклюем фигуру. Все мелкие детали и тонкие линии создаем на этом этапе. После окончания работы панно необходимо загрунтовать перед покраской (если будем красить).
Шаг 5. Барельеф полностью или частично окрашивается. Для тонирования можно использовать лак или воск для декоративной штукатурки, подкрашенный колером.
Техника прорезания
Это простая техника работы со скульптурными стеками и стамесками. Её суть — вылепить из штукатурки общие контуры предмета, а затем по затвердевшему гипсу прорезать детали. Прорезать удобнее, чем лепить из раствора, потому что жидкий материал тянется за инструментом, добиться четких границ барельефа сложно. А вот после затвердевания гипсовая штукатурка и шпаклевка отлично сохраняют форму и не скалываются.
Важно! С цементной штукатуркой после её высыхания уже мало что можно сделать, она как камень. Вырезать по ней нужно через 2-3 часа после нанесения, пока она окончательно не затвердела.
С гипсовыми материалами можно работать и на следующий день. Для этого их необходимо смочить водой из опрыскивателя, подождать 10-15 минут, пока вся влага впитается в панно, и затем работать стеком или стамеской.
Выглядит это так:
Послойное нанесение
Как уже было показано выше на примере с объемным Драконом из штукатурки, сложные рисунки нужно делать в несколько этапов. Если накидать на стену толстый слой раствора и попробовать вылепить на нем небольшие элементы, то это окажется сложно — при формировании деталей фон будет проседать под мастихином.
Поэтому от общих контуров барельефа к деталям нужно переходить за несколько этапов. Послойное нанесение шпаклевки на картину — как бы противоположность техники прорезания, ведь так мы не снимаем лишний материал со стены, а добавляем только необходимое количество.
Сколько ждать перед нанесением нового слоя?
Достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, т.е. не прилипала к пальца и не теряла форму при легком нажатии. В среднем это 1,5-2 часа. Можно оставить панно на ночь, продолжить на следующий день.
Надо ли грунтовать между слоями?
Это не обязательно. Если на поверхности барельефа нет пыли, то достаточно просто смочить водой из пульверизатора и продолжить работу. Смачивать основу нужно для того, чтобы вода из свежего раствора не ушла в уже высохшую штукатурку. Иначе материал преждевременно высохнет и может отслоиться.
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Совет! избегайте тонкослойного нанесения, чтобы при ошкуривании не появились переходы от одного слоя к другому, иначе придется исправлять шпаклевкой. Лучше отдельно взятый элемент рисунка (лист, цветок, какой-либо предмет) выполнить за один раз.
Зачастую в работе совмещается вырезание элементов рисунка и послойное нанесение штукатурки.
Окрашивание
Объемный рисунок на стене может выглядеть привлекательным без дополнительной окраски. Достаточно правильно расставить освещение в комнате (на фасаде), и падающие тени эффектно подчеркнут детали и объем барельефа.
Классным способом окрашивания объемной штукатурки является патинирование. С помощью патины выделяют верхушки и впадины рельефа, как правило используют не более двух цветов.
Привило при патинировании простое — углубления на фактуре делают темнее, верхушки и выступы — светлее. Например так:
Базовым цветом покрывается вся стена и рисунок на ней. Краску можно использовать любую интерьерную водоэмульсионную.
После высыхания базового слоя на носят патину. Это может быть декоративная краска с позолотой, серебром, медным цветом или другим с металлическим отблеском.
Другой способ выделить фактуру и объем — это затемнение впадин при втором нанесении краски. Так делают, когда хотят, чтобы основной цвет композиции был светлый, а детали (углубления) темными. Сделать это очень просто.
- Нанесите краску на панно, закройте всю штукатурку в нужный базовый цвет. Этот этап можно пропустить, если хотите оставить обычный белый цвет штукатурной смеси.
- Тонированный декоративный воск или просто более темную краску нанесите губкой во впадины фактуры. Не дожидаясь высыхания краски сотрите излишки губкой или тканью.
Рекомендую посмотреть другие статьи по теме:
Простые и эффектные способы окрашивания декоративной штукатурки
Как смешивать колер и подбирать оттенки
Какую краску выбрать для окрашивания штукатурки на фасадных стенах
Классные способы декоративного оштукатуривания стен обычной шпаклевкой
Приспособления для выполнения объемного рисунка
Для того, чтобы выполнить барельеф из штукатурки и другие виды объемных рисунков, в ход могут идти самые разнообразные предметы и даже голые руки. Так, например, чтобы изобразить тонкий стебель растения, можно использовать кондитерский шприц, заправленный штукатурной смесью; пальцами можно формировать листья и т. д., и т. п. Однако существуют основные приспособления, которые нужно рассмотреть.
Мастихин – это сугубо художественный инструмент, который по форме своей напоминает кельму (строительный инструмент в форме лопатки, предназначенный для работы с раствором) и имеет схожее назначение.
Мастихином удобно наносить и формировать мелкие детали на поверхность узора; им прорезают жилы на поверхности листьев, например.
Особо отлично им работать с художественными структурными пастами и тонкомолотыми беспесчаными составами для малярных работ.
Шпатель малярный – основной инструмент, которым наносят слой смеси на поверхность с последующим формированием рисунка из него.
Различные его формы и размеры позволяют их условно разделить на те, которыми наносят слой – широкие и те, которыми формируют рисунок – узкие.
Этот универсальный инструмент годится и для формирования рисунка вручную, и по трафарету, но можно его заменить мастерком (кельмой), который имеет более удобную конструкцию с ручкой для выполнения самого рисунка, но в нанесении раствора на поверхность, все же, шпателю равных нет.
Кисти малярные применяются для различных целей, но в данном случае ими лучше всего сглаживать участки рисунка.
Для этих целей нужно брать именно малярные кисти, так как они обладают достаточно грубым ворсом, чтобы воздействовать на поверхность выполняемого узора.
Кисти также используют для создания неглубоких разводов и некоторых фактур, размягчения слоя, размывкой водой.
Существуют флейцевые кисти (плоские), которыми обрабатывают плоскости и филеночные, которыми обрабатывают торцы и вогнутые части объемного рисунка.
Трафареты и шаблоны – специальные заготовки, по средствам которых формируют рисунок.
Думаю, все знают, что такое трафарет и как им работать, а вот про шаблон для тяг, которым, например, можно вытянуть стебель для растения, стоит упомянуть.
Шаблон для тяг – это пластина с пропилом контура профиля прямолинейного или криволинейного элемента, который получается при проведении его по свеженанесенному слою штукатурки.
Его можно соорудить самому из металлической или пластиковой пластины по заранее нанесенным контурам.
Шлифшкурка, скребки и ножи являются неотъемлемой частью инвентаря мастера-лепщика или скульптора.
Существуют наборы различных размеров и форм ножей скульптурных – скребков, косариков, клюкарзов, цикелей, стеков, тупиликов, шовников и др., предназначены которые для процарапывания и заглаживания деталей рисунка.
Самым элементарным предметом является шлифблок, шлифсетка, которые предназначены для выравнивания и поправки рисунка после того, как слой штукатурного раствора уже высох. Ими поправляют в основном рисунки, выполненные с помощью трафаретов.
Как считать объемный вес груза?
Объемный вес груза — это отношение веса груза к его объему. Он показывает, какое пространство занимает груз в расчете на его вес.
Чтобы рассчитать объемный вес груза, необходимо знать его вес и объем. Обычно вес груза измеряется в килограммах (кг), а объем в кубических метрах (м³) или кубических сантиметрах (см³).
Для расчета объемного веса груза в килограммах на кубический метр, нужно вес груза в килограммах разделить на его объем в кубических метрах. Формула выглядит следующим образом:
Объемный вес груза (кг/м³) = вес груза (кг) / объем груза (м³)
Например, если у вас есть груз весом 100 кг и объемом 0,5 м³, то его объемный вес составит:
Объемный вес груза = 100 кг / 0,5 м³ = 200 кг/м³
Таким образом, в данном случае, объемный вес груза равен 200 килограмм на кубический метр.