Надежда Левченко

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы Школа N1582, д\о N2

Доклад

«Из истории дошкольной педагогики»

На тему:

«Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны»

Выполнила:

воспитатель старшей группы N6

Левченко Надежда Вениаминовна

Москва — 2019 год

ВВЕДЕНИЕ

Смена исторических эпох неразрывно связана с изменением государственного строя, жизненного взгляда людей и их статуса в обществе. Коллективы педагогов играли ключевую роль в сохранении, защите и обеспечении здоровья детей, а также обеспечивали их всестороннее развитие. Это особенно проявилось во времена эвакуации детских садов, когда педагоги активно участвовали в обеспечении безопасности и благополучия детей.

Развитие системы дошкольного образования непосредственно связано с историей государства, с происходящими изменениями в обществе: политического, социально-экономического, научного, культурного характера. Особо показательным в этом плане является период Великой Отечественной войны.

Актуальность данной темы обусловлена для меня тем, что принимаемые в то время решения вполне применимы в современном мире. С учетом положительного опыта, приобретенного в те страшные годы Великой Отечественной войны коллективами педагогов, принимавших максимальное участие в сохранении жизни, защите, охране здоровья и всестороннем развитии детей. В преддверии 75-летия Великой победы над фашизмом в 2020 году, исторический опыт деятельности органов дошкольного образования в годы Великой Отечественной войны имеет важное значение. В экстремальных условиях рассматриваемого периода был накоплен богатый опыт политического, социального, профессионального руководства системой образования, который представляет не только научный, но и практический интерес. Исследование данного опыта весьма полезно в воспитании нового поколения российских дошкольников и для изучения истории Советской дошкольной педагогики студентами педагогических учебных заведений.

Задачи исследования:

Проследить ход эвакуации, ее масштабы в экстремальных условиях войны и формирование сети местных и эвакуированных детских садов.

Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны

В СССР к 40 — м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников в крупных городах страны. К 1941 г. в столице было 943 детских сада, в которых воспитывались 64989 детей. Это 65,5% детей, охваченных общественным дошкольным воспитанием, из них более 70% дошкольников посещали детские сады при предприятиях, на которых работали их родители. В последующие годы планировалось расширение сети детских садов, повышение квалификации педагогов, но этим планам помешала война.

Стремительное наступление фашистских войск 22 июня 1941 г. на Советский Союз вызвало острую необходимость в срочном перебазировании вглубь страны миллионов людей. Уже на третий день войны было принято решение о создании Совета по эвакуации «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» из прифронтовой зоны. Началось огромное по масштабам, не имеющее аналогов в мире, перемещение людских и производственных ресурсов в восточные районы страны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно — организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. Массовая эвакуация, прежде всего, затронула крупные промышленные центры: Москву, Ленинград, Харьков, Киев, Минск и др. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Вместе с родителями эвакуировали и детей, одновременно с заводами — детские сады, находившиеся в их ведении, нередко эвакуация касалась только дошкольников, выезжавших с воспитателями в отдельные районы, где детские сады превращались в круглогодичные, а чаще круглогодичные «дошкольные интернаты».

Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл. Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Активное развитие дошкольного воспитания в Москве не было снижено в годы Великой Отечественной войны, когда работа велась по двум направлениям: в эвакуации и в условиях прифронтового города. С первых дней войны в Москве предпринимались серьезные меры противовоздушной обороны (ПВО). В детских садах возникли трудности по организации этих мероприятий. 24 — 25 июня 1941 года была проведена тренировочная воздушная тревога, к которой дошкольные работники и дети были не готовы. Для исправления ситуации были приняты срочные меры. Воспитатели преподносили дошкольникам организацию ПВО как игру, и вскоре дети стали выполнять четкие инструкции. Заведующие детскими садами принимали на себя ответственность за решение об эвакуации учреждений, определяя этим судьбу сотен детей и семей. Московский отдел народного образования помогал организовывать массовый вывоз детей. По плану эвакуации все столичные детские сады были закреплены за районами ближнего Подмосковья, куда их вывезли впервые недели войны, а в октябре 1941 г. было принято решение увезти дошкольников в глубокий тыл. Детские сады вместе с воспитателями были переэвакуированы в Горьковскую, Ивановскую, Куйбышевскую, Омскую, Оренбургскую, Пензенскую, Саратовскую, Челябинскую, Чкаловскую области, Башкирию, Казахстан, Узбекистан и другие отдалённые районы, где продолжали свою деятельность в течение 1 — 2,5 лет. Заведующие и педагоги в нелёгких условиях эвакуации решали вопросы воспитания детей, круглосуточного присмотра за ними, занимаясь бытовыми вопросами и крестьянским трудом (топили печи, носили воду, пасли скот, выращивали и заготавливали овощи и т. д.). Благодаря беспрецедентной в мировой практике эвакуации из Москвы были вывезены 63 тыс. дошкольников (97% воспитанников детских садов, но некоторые дети оставались в прифронтовом городе: к декабрю 1941 г. в Москве действовали 17 дошкольных учреждений. В сложные годы войны решением руководства страны кроме «нормального» типа детских садов были созданы дошкольные интернаты эвакуации, при крупных предприятиях) и санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией. Стараясь помочь родителями и отвлечь детей от тяжёлых впечатлений, московские педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина на общественных началах организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).

Реэвакуация дошкольных учреждений началась в 1942 г., к февралю в Москве возобновилась работа ещё 25 детских садов, к июлю действовало уже 149. К концу войны при участии заводов, министерств, организаций и жителей столицы были собраны средства, детская мебель, игрушки, продукты, позволившие на 71% восстановить довоенную дошкольную сеть. Особое значение в области дошкольного воспитания представляет период эвакуации детских садов Москвы в отдалённые регионы страны. Столичные воспитатели не только подготавливали детей к школе, но и занимались с воспитанниками начальных классов, освоив школьную программу; проводили уроки и открытые занятия в местных школах, что существенно повысило успеваемость учеников в регионах. Кроме того, передовой опыт москвичей перенимали коллеги из других субъектов СССР, оказавшиеся соседями по эвакуации : Киев, Минск, Махачкала, Свердловск, Харьков, другие крупные города и областные центры устраивали «открытые уроки», делились опытом и наработками, среди которых подавляющее большинство было предложено московскими педагогами (до 70%, по сохранившимся архивным данным). Вышесказанное позволяет утверждать, что вынужденная эвакуация детских садов Москвы явилось предпосылкой для дальнейшего развития дошкольной педагогики страны.

ВЫВОДЫ

С наступлением войны, забота о подрастающем поколении являлась одной из важнейших государственных задач. Экстремальные условия в начале войны требовали незамедлительной эвакуации дошкольных учреждений и детских домов из прифронтовых условий вглубь страны для спасения детей. Была проведена массовая эвакуация, поражающая своими масштабами, не имеющая аналогов в мире. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки. Многие дошкольные учреждения превратились в круглогодичные дошкольные интернаты. Педагоги занимались обустройством быта, уходом, воспитанием и обучением детей в условиях круглосуточной работы, сохранением жизни, физического и психического здоровья воспитанников. Функционирование московских детских садов в эвакуации явилось стимулом к развитию дошкольного воспитания в отдалё нных регионах страны: национальные педагогические кадры включались в работу дошкольных учреждений, овладевали методикой дошкольного воспитания, создавали детские сады по образцу столичных, что стало предпосылкой к развитию дошкольного воспитания в субъектах страны.

Партийные и общественные организации, колхозы и народ взяли на себя заботу о детях, оказывая им всемерную помощь. В столице, педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).

Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны : факты и воспоминания // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2010. — № 3. — C. 115 — 122.

2. Голдовская, А. А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 12 — 20.

3. Куманев, Г. А. Война и эвакуация в СССР, 1941-1942 гг. // Новая и новейшая история. — 2006. — № 6. — С. 7 – 27.

4. Куфаев, В. И. Забота о детях в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. — 1942. — № 8 — 9. — С. 24 — 31.

5. Организация работы и режим в детских садах в условиях Отечественной войны // История советской дошкольной педагогики : Хрестоматия. / Сост. : Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчедлидзе и др. ; Под ред. М. Ф. Шабаевой. — М. : 1980. — С. 281 — 283.

6. Флёрина, Е. А., Залкинд, Э. И., Красногорская, Л. И., Метолов, H.A. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики им. В. И. Ленина // Дошкольное воспитание. — 1942. — № 7. — С. 21 — 25.

Что можно сделать из фанеры для сада?


Фанера — это отличный материал для использования в саду, так как он прочный, долговечный и отлично подходит для создания различных декоративных и функциональных элементов. Вот несколько идей, что можно сделать из фанеры для сада:

  1. Цветочные грядки — фанеру можно использовать для создания коробок для цветов или грядок для овощей. Они могут иметь разные формы и размеры, а также быть окрашены в любой цвет.

  2. Мебель — из фанеры можно изготовить стулья, скамейки и столы для отдыха в саду. Они могут быть украшены резьбой, окрашены или украшены другими декоративными элементами.

  3. Заборы и ограждения — фанеру можно использовать для создания декоративных заборов или ограждений для укрытия растений или создания зон отдыха.

  4. Декоративные элементы — из фанеры можно создавать различные декоративные элементы для сада, такие как вазоны, фонарики, садовые фигуры и т.д.

  5. Конструкции для детей — для детского сада или детской площадки можно создать детские игровые конструкции, такие как горки, качели, домики и др.

Важно отметить, что при работе с фанерой в саду необходимо использовать защитные меры и покрытия для сохранения материала от воздействия погодных условий, таких как дождь и солнце.

Видео. 2019 02 07 Эвакуация из детского сада № 104

Добавить комментарий