Рельефная резьба по дереву — глухая, вогнутая, домовая, барельефная и горельефная техники
Познакомившись с плоскорельефной резьбой, мы переходим к беседе о рельефной резьбе по дереву.
Особенность этой формы декорирования древесины заключается в том, что она практически не включает в себя плоских поверхностей. В случае применения плоскорельефной резьбы для украшения внешних стен домов, рельефная резьба применяется как в наружной отделке жилищ, так и в интерьере, а также в производстве мебели.
Такую резьбу называют «глухой». Если плоскорельефная резьба используется для внешнего украшения домов, то рельефную применяют и в отделке жилищ, и в отделке интерьера, а также в производстве мебели. При таком виде обработки древесины фон находится в глубине, а сам объемный «рисунок» значительно выступает над фоном. Правда, существует вогнутый вид такой резьбы, при котором изображение (рисунок) находится «на глубине», а фон выступает. Этот вид работ требует определенных навыков. Если домашний мастер решит сделать свое первое «творение», используя вогнутую резьбу, то велика вероятность того, что работа успехом не увенчается. Только «набив руку» в рельефной отделке, можно попытаться заняться вогнутой резьбой.
В зависимости от того, как рельеф выступает над фоном, рельефную резьбу разделяют на барельефную и горельефную. При барельефном виде изображение (рисунок) выступает над фоном незначительно (не более чем на половину объема). Горельефная же резьба, напротив, более половины своего объема «поднимает» над фоном.
Рельефная резьба по дереву имеет такую разновидность, как домовая резьба. Из названия становится понятным, что речь идет об использовании этого вида обработки древесины для декоративной отделки дома. В большинстве случаев такая обработка древесины является «глухой» и имеет высокий рельеф рисунка. Особую популярность она получила в XVIII веке.
Для рельефной резьбы используются те же породы древесины, что и для плоскорельефной. Об этих породах было сказано в предыдущей беседе. Но если такие породы, как бук, лиственница и некоторые другие не являются «легко доступными», то сосна «всегда под рукой». Многие резчики по дереву предпочитают сосну другим породам. Сохранившиеся до наших дней рельефные изделия, выполненные на древесине сосны, по праву считаются произведениями искусства.
Для того, чтобы рисунок оказался на обрабатываемой поверхности, вовсе не обязательно наносить его непосредственно на древесину. Полет творческой мысли можно отразить на листе бумаги, после чего с помощью копирки перенести рисунок на дерево. Мы уже говорили, что существуют некие шаблоны рисунков. В литературе, посвященной теме «резьба по дереву», можно подобрать тот или иной рисунок. Конечно, столяр, занимающийся не один год этим ремеслом, такие рисунки может сделать сам, но для домашнего мастера, решившего заняться им, для начала лучше обратиться к данной литературе. Огромную роль в осуществлении задуманного играют инструменты и их состояние. Естественно, чем «богаче» набор инструментов, тем у мастера появляется больше возможностей разнообразить рисунок.
Мы не станем углубляться в технологический процесс этого ремесла, так как подобную информацию можно «услышать» из уст специалистов, присутствующих на «древесных» Интернет-порталах. Отметим лишь, что начинается рельефная резьба с подрезаний и углублений контурных изображений. В зависимости от обрабатываемых участков (закругленных или прямолинейных) используют либо полукруглые стамески, либо ножи. Для углубления фона применяют полукруглые стамески различной величины, и лишь на последнем этапе работы, когда рельефное изображение не требует доработки, для выравнивания фона используют плоские стамески. Последующая обработка изделия осуществляется с помощью шкурки, напильников и надфилей.
Домашний мастер, впервые взявшийся за рельефную (и не только рельефную) резьбу по дереву, может обнаружить, что влажная древесина поддается обработке легче, чем сухая. Воодушевившись, он с небольшими трудозатратами сделает свою первую поделку, но… Легкость обработки влажной древесины не является гарантией качества. После того, как изделие станет сухим, результат работы домашнего умельца, возможно, приведет его в уныние, так как высохшая древесина вполне может потрескаться. Поэтому, прежде чем приступить к работе, следует убедиться в том, что дерево высушено, а его поверхность не имеет дефектов. Кстати, не все резчики по дереву работают с сухой древесиной. Но для того, чтобы быть уверенным в отсутствии трещин после сушки материала, нужно обладать навыками работы с древесиной. Только специалисту под силу определить, появятся ли на изделии трещины после того, как оно высохнет. И здесь приходится повторять банальную фразу — «всё приходит с опытом». Безусловно, от ошибок и появления дефектов не застрахован ни специалист, ни начинающий домашний мастер. Но эти дефекты — дело поправимое. Помимо шпаклевок, «прячущих» трещины, существует способ, при котором возможна накладка деталей. Сам по себе способ накладки не несет в себе функции исправления дефектов. Это, если можно так выразиться, самостоятельный вид декоративной отделки древесины, напрямую связанный с резьбой. Он предполагает использование отдельных фрагментов, которые, в конечном счете, составляют единое целое. Поэтому при возникновении дефекта допустимо использование «самостоятельного» элемента, скрывающего тот или иной дефект.
Если говорить о последующей обработке древесины нанесенным на нее рельефом, то такие известные нам средства, как полирование, вощение, и тем более окрашивание, мастера предпочитают не применять. Блеск и краска сами по себе отвлекают взгляд. Поэтому рельефные изделия принято обрабатывать матовыми покрытиями (матовыми лаками и морилкой). Для этого используется жесткая кисть, щетина которой способна проникнуть в труднодоступные участки рисунка. Как мы помним из предыдущих бесед, подобная отделка не только сохраняет текстуру древесины, но и подчеркивает ее.
Сегодня рельефная резьба переживает свое второе рождение. В коттеджных поселках можно увидеть не только жилища из стекла и бетона, но и деревянные строения, украшенные рельефной резьбой. Но не только хозяева отнюдь не дешевых строений желают видеть на своем доме (и внутри него) такие деревянные украшения. Жители нашей страны, не являющиеся олигархами, могут позволить себе иметь на доме такие украшения, причем, для их производства не обязательно привлекать специалиста. Домашний мастер сможет сам овладеть навыками резчика по дереву. Для этого только стоит приложить желание и старание.
В следующий раз мы продолжим беседу о видах резьбы по дереву.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: woodcarving.ucoz, peredvizhnik, geophoto, helpfrom.narod
Как поправить резьбу без метчика?
Если у вас нет метчика для исправления резьбы, то есть несколько методов, которые можно попробовать, чтобы исправить поврежденную резьбу:
-
Используйте трубчатый ключ: Если резьба на болте или гайке повреждена, можно использовать трубчатый ключ для завинчивания гайки или болта. Трубчатый ключ имеет более широкую и плотную поверхность контакта, чем обычный ключ, и может дать дополнительный зажим, чтобы сократить игру.
-
Попробуйте зажать насечки: Если повреждения резьбы не слишком сильные, можно попробовать зажать насечки на болте или гайке плоскогубцами, чтобы улучшить контакт и облегчить завинчивание.
-
Нагрейте и охладите: Если повреждение резьбы слишком серьезное, можно попробовать нагреть металл вокруг поврежденной резьбы, а затем остудить его. Тепло может помочь разрешить металл и уменьшить напряжение, что может сделать резьбу более гибкой и менее склонной к разрушению.
-
Используйте резьбовой зажим: Резьбовой зажим — это инструмент, который может помочь исправить поврежденную резьбу, захватывая поврежденную область и создавая новую резьбу. Однако использование резьбового зажима может потребовать некоторых навыков и опыта.
Независимо от того, какой метод вы выберете, помните, что результат может быть временным и не долгосрочным, и лучше всего заменить поврежденный болт или гайку как можно скорее, чтобы избежать дополнительных повреждений или неисправностей.