Творческие идеи для изготовления изделий из эпоксидной смолы — как легко создать уникальную мыльницу своими руками
Желание человека проявить свою творческую природу обязательно должно находить свое воплощение в его действиях. Если у него есть определенные таланты и врожденные способности, то следует стремиться к их развитию и раскрытию. Рассмотрим, например, создание творческого проекта, такого как мыльница из эпоксидной смолы.
Удел начинающего мастера заключается в путешествии по различным тематическим форумам и в прочтении соответствующих статей. В частности, тема работы с эпоксидной смолой в домашних условиях уже давно потеряла свою оригинальность и стала обыденной. Смола, как материал для художественного творчества, получил известность и признание.
Сегодня эпоксидку можно приобрести в специализированных магазинах, а также получить в комплекте с ней все необходимые аксессуары. И все же есть некоторые сложности, которые стоят на пути от желания до реализации и воплощения творческой идеи.
Особенности работы
Смола, которую используют для творчества, благодаря своим уникальным свойствам, обладает рядом особенностей. Причем нюансами считаются как достоинства, так и недостатки материала. Нас интересуют эти свойства в срезе возможности самостоятельной работы. Многие мастер-классы, представленные в сети интернет, отображают принципиальный алгоритм действия и совершенно не касаются ряда подробностей процесса. В итоге получается, что читатель воодушевлен относительной простотой изготовления поделки, но на практике сталкивается с рядом проблем, решать которые он не готов.
Залогом успеха является объективная оценка собственных возможностей. Для каждого мастера сфера его деятельности определяется индивидуально. Она зависит от наличия инструментов, материалов, а также от практического опыта работы с эпоксидной смолой. Определим некий среднестатистический перечень, в котором указано, какие можно сделать изделия из эпоксидной смолы своими руками. Эти изделия не требуют специальных навыков, то есть, их легко создать.
Достоинства материала
Рассмотрим те свойства, которые облегчают задачу для новичка. Именно они заставляют выбирать эпоксидную смолу в качестве основного материала. И на первый план следует вынести отверждение смолы после взаимодействия ее компонентов. Независимо от того, какую форму приобрел компаунд, можно получить достаточно прочную заготовку. При наличии формы для заливки (молда) задача по изготовлению изделия сводится к минимуму.
Текучесть смолы позволяет создавать самые различные по сложности формы. Естественно, в капиллярные трубки жидкий состав не проникнет, но такой цели, как правило, нет. В основном на текучесть делаются большие ставки.
Например, при заливке столешницы достаточно позаботиться о горизонтальном основании, а верхняя грань, образованная смолой, станет ровной и горизонтальной без вмешательства мастера.
При изготовлении сувенирных поделок определяющим фактором для выбора материала является прозрачность компаунда. Если промышленные марки смол могут иметь характерный желтоватый оттенок, то ювелирные смолы, сделанные специально для творчества, отличаются практически идеальной прозрачностью. Благодаря этому качеству, в качестве декора используются целые композиции, вплоть до картин и фотографий.
Настоящее поле деятельности художнику дает возможность добавления краски в компаунд. При этом смола может сохранять свою прозрачность. Благодаря колерам, изготовители бижутерии получают кристаллы, имитирующие рубин, янтарь, изумруд, малахит и некоторые другие дорогостоящие природные минералы. Речь не идет о подделке драгоценностей, но с помощью подкрашенной смолы удается получать такие изделия, которые по внешнему шику ничуть не уступают настоящей ювелирке.
Не последним по значению качеством является доступность материала. Смолу можно недорого заказать в интернет-магазине или купить непосредственно в магазине для творчества. Ювелирные марки стоят дороже, но они и расходуются в меньшей степени. К примеру, смола для заливки столешниц обойдется в 700-1200 рублей за 1 кг.
Недостатки
Теперь поговорим о практических проблемах. Многие из них просто игнорируются в мастер-классах, поэтому первые результаты работ с эпоксидкой не оправдывают ожидания. Изначально придется столкнуться с проблемой выбора материала, что современные производителя представляют на выбор двухкомпонентные составы, идущие в одном комплекте, решает только половину проблем.
Действительно, сейчас не нужно подбирать отвердитель под конкретную марку смолы. Компоненты из одного комплекта отлично сочетаются друг с другом. Но по вязкости и прозрачности смолы отличаются, а без опыта работ выбрать подходящий состав тяжело.
Время отверждения компаунда ограничено. Как показывает практика, его вполне достаточно, чтобы провести заливку. Опытные мастера даже могут манипулировать вязкостью смолы, позволяя ее после смешивания компонентов настояться. Тем не менее, ограничение по времени психологически негативно действует на новичков, в результате чего спешка приводит к недопустимым ошибкам.
Реакция взаимодействия основного состава и отвердителя сопровождается выделением тепла. Чем выше интенсивность реакции, тем больше энергии высвобождается в единицу времени. Марки смол с малым временем жизни отличаются высокой скоростью реакции, поэтому при заливке изделий больших объемов наблюдается вскипание смолы. Такие разновидности полимеров используют для изготовления украшений, чтобы сэкономить время, затраченное на отверждение.
Вязкость и текучесть – разные понятия. Эпоксидная смола даже при высокой вязкости остается текучей. В руководствах указано, что необходимо обеспечить герметичность формы, при этом предлагается воспользоваться силиконовым герметиком. На самом деле закрыть все щели не так просто, а большое количество герметика приведет к тому, что на поверхности смолы после отверждения будут образовываться неровности. Это усложнит процесс последующей шлифовки. И если при изготовлении сувениров используются готовые молды, то для заливки столешницы форму придется собирать самостоятельно.
Отсутствие молдов тоже становятся серьезным препятствием для проявления творчества. В мастер-классах показано, как самостоятельно изготовить формочки из силикона, но для этого необходимо обладать терпением, усердием и, конечно же, художественными навыками. Если под рукой нет подходящего клише, из которого можно сделать слепок, то молд не будет соответствовать требуемой форме.
Продолжая обзор в том же ключе, следовало бы перечислить поделки, которые легко сделать своими руками, а также остановиться на труднореализуемых проектах. Но здесь есть определенная доля субъективизма. Дело в том, что сложности для одного мастера таковыми не являются для другого, поэтому мы предлагаем другой, более оптимальный подход. Будем перечислять, как сделать из эпоксидной смолы своими руками то или иное изделия с приведением сложных моментов, а каждый читатель для себя сам определит возможности для творчества.
Столешница
Если учесть, что вся мебель из эпоксидки – результат ручной работы, то возможность самостоятельного творчества вполне очевидна. Но мастер может столкнуться с рядом нюансов, поэтому желательно быть готовым к этому.
- Объем столешницы достаточно большой. Не каждый способен оценить количество эпоксидной смолы, особенно если согласно с идеей присутствует минимальное количество декора. Бывают случаи, когда горе-мастер после заливки 2-3 слоев отказывается от задуманного, осознав, в какую сумму ему обойдется материал.
- В различных методичках мало уделяется внимания такому явлению, как вскипание компаунда. При изготовлении столешницы вероятность перегрева полимера возрастает, особенно если ведется заливка в один слой. Несмотря на то, что производитель допускает заливать слой толщиной до 5 см, он не учитывает площадь, а тем временем именно большая площадь приводит к фатальным последствиям.
- Слэбы для декорации достать не так просто. Если нет своего оборудования, то шансы найти подходящий срез минимальны. Купить слэб дешево не получится, так как на деревообрабатывающих комбинатах прикорневая часть ствола идет в отходы, а основной продукт – обрезная и необрезная доска. В принципе, ее тоже можно назвать слэбом, но именно характерные искривления комеля так ценятся при производстве мебели.
- Чтобы залить столешницу, необходимо оборудовать рабочее место. Должен быть большой горизонтальный стол или верстак. В помещении должна соблюдаться чистота, температурный режим, определенная влажность. В то же время, придется изолировать окружающую утварь от случайного попадания смолы. Обязательным условием является хорошая вентиляция, так как некоторые марки смол в жидком состоянии токсичны. Возникает необходимость в наличии специального помещения, цеха, гаража. Возможность использования комнаты жилого помещения практически исключается.
Полы
Наливные полы привлекают внимание своей неотразимой красотой. Тривиальное описание работ создает иллюзию относительно их сложности. Читателю рассказывается о том, что смола распределяется ровным тонким слоем, а результат будет отличным в любом случае. Мы не стараемся в этом разубедить, просто редко в каких источниках упоминаются абсолютно все нюансы этого сложного процесса.
- Расход смолы даже не идет в сравнение тем, который характерен для столешниц, тоже самое можно сказать о расходе материала для декора.
- Малейшее отклонение от технологии приведет к появлению различных дефектов. Примерами могут служить отслоения или участки жидкой смолы. Учитывая масштабы работ, для исправления дефектов потребуются существенные затраты времени и средств.
- Чтобы нанести слой смолы, требуется сноровка. Всем когда-то приходится начинать. Довольно часто первый опыт оказывается вполне удачным. Но без сноровки на заливку слоя будет потрачено больше времени.
- Достаточно широкий перечень инструментов осложняет подготовительный процесс. Большинство из них вряд ли встречается в домашнем арсенале, поэтому придется потратиться на покупку.
- В смоле при отверждении образуются пузырьки воздуха. Есть способы, сводящие их количество к минимуму. Но при образовании пузырьков придется предпринимать меры. При заливке компаунда для украшений или столешниц пользуются монтажным феном, прогревая участки смолы. Залитый пол в процессе отверждения не дает возможности подойти к зоне, где появились пузырьки.
- Пол должен быть не только красивым, но и надежным. К подготовительным работам относится обустройство ровной горизонтальной поверхности. Любые уклоны приведут к повышенному расходу материала, а также испортят трехмерную картину при ее наличии.
Бижутерия
Под бижутерией подразумеваются недорогие украшения, но изготовление каждого из видов характерно своими особенностями, поэтому опишем процесс заливки для конкретных изделий.
Цветные линзы без молдов
Пожалуй, самый простой вид работ – создание линзы без молда. Весь принцип сводится к тому, что на подготовленную поверхность выливается некоторое количество смолы. Задача мастера заключается в удержании пятна в пределах отведенных границ.
Эту задачу легко свести к минимуму, если готовить линзы неправильной формы. При наличии красителя получается практически готовый прозрачный цветной кулон. Останется только закрепить фурнитуру, но и здесь все можно упростить до банального отверстия под шнурок.
Кулоны и серьги
Без молда можно сделать не только линзы для кулонов, но и серьги. Их принципиальное отличие будет заключаться в том, какая именно фурнитура используется. Но рассматриваемый процесс изготовления отличается от предыдущего наличием декоративных элементов. На первый взгляд может показаться, что декор нисколько не усложняет процедуру заливки. Но на практике мастер начинает сталкиваться с рядом проблем.
- Если в качестве декора выбрано изделие из древесины или другого пористого материала, то после заливки будут образовываться пузырьки воздуха, возникающие, благодаря вытеснению воздуха из пор смолой. Такие декоративные элементы нужно грунтовать.
- Природные материалы должны быть соответствующим образом подготовлены. Цветки и лепестки растений сушатся, чтобы в их волокнах не оставалось влаги. Высушить цветок, чтобы он не потерял своей целостности и цвета, не каждый сможет. Нужно знать, какие именно цветы наиболее красиво выглядят в засушенном виде. Простыми словами, мастеру придется овладеть целой дополнительной наукой.
- Плотность смолы большая, поэтому мелкие декоративные элементы после заливки будут всплывать, и этот факт нужно учитывать. От мастера потребуется проведение дополнительных работ. Обычно первым слоем приклеивают декор к основанию. В изготовлении шаровидных кулонов и серег все гораздо сложнее, так как декоративные элементы нужно удержать в центре шара. Приходится применять послойную заливку или пользоваться тонкими проволочками, лесками, нитями.
Браслеты и перстни
Заливку браслета можно было бы назвать самым простым и доступным процессом, если бы не необходимость в наличии молдов. Профессиональные мастера, превратившие свое хобби в бизнес, имеют целые наборы разных формочек. Но что делать тем, кто только решил приобщиться к прекрасному? Магазины для творчества, где продаются аксессуары для работы с эпоксидкой, не так распространены.
В большинстве небольших городов таковых вовсе нет. Приходится рассчитывать только на Алиэкспресс и подобные магазины. Но с момента оформления заказа до получения посылки проходит несколько недель, причем зачастую товар не совсем соответствует ожиданию. Помимо этого, сложностью является необходимость замены молда после трех – четырех заливок. Теперь рассчитаем вероятность успеха и временные затраты, если учитывать то, что для новичка несколько первых заливок могут закончиться неудачей.
Альтернативным вариантом покупке молда является его изготовление своими руками. Стоит ли говорить о том, что это приведет к дополнительной трате времени. Но даже и не в этом заключается суть проблемы. Чтобы изготовить силиконовый молд, необходимо иметь клише, с которого будет сделан слепок. Но его нет, так как еще не изготовлено ни одного изделия. Получается замкнутый круг, в результате чего придется среди домашней утвари отыскать предмет максимально похожий по форме на будущее изделие.
Не каждого интересующегося устроят наши доводы, так как, в большинстве своем, читатели хотят получить исчерпывающий ответ на вопрос, какие поделки легче всего смастерить своими руками. Начнем с того, что различного рода сложности связаны с конкретными проблемами, это может быть недостаток материала или оборудования, а также отсутствие опыта или творческих задатков.
К примеру, если для одних мастеров главной проблемой является отсутствие молдов, то другие не испытывают ничего подобного, так как их арсенал пополнен нужными формочками.
Так или иначе, нам удалось установить, какие поделки считаются самыми легкими в изготовлении. Здесь все зависит от степени ответственности. Допустим, вы решили залить столешницу. После длительной подготовки перешли к этапу заливки, а в итоге оказалось, что смола по каким-либо причинам помутнела. Изделие пришло в негодность. Ваш материальный ущерб составил несколько тысяч рублей, а потери времени исчисляются неделями.
Для сравнения отметим, что неудача в заливке кулона чревата ущербом на порядок меньшим. Вот почему на подсознательном уровне мы считаем, что заливка бижутерии – более легкий вариант деятельности, хотя на самом деле, техника работы со смолой остается той же самой, а некоторые кропотливые работы с декором требуют от мастера еще больше внимания.
В качестве итога можно отметить, что производство изделий большой площади (заливка полов, изготовление мебели) сопряжена со сложностями материального плана. При изготовлении бижутерии и сувениров возникают проблемы, решение которых не требует финансовых вливаний, однако чревато временными затратами.
Что можно использовать в качестве формы для эпоксидной смолы?
Форма для эпоксидной смолы — это объект, который используется для создания желаемой формы и размера при изготовлении предметов из эпоксидной смолы. Формы могут быть различными: от простых пластиковых контейнеров до более сложных форм из силикона, стекла или металла.
Если вы не хотите покупать готовые формы, вы можете использовать различные предметы из дома в качестве формы для эпоксидной смолы. Например:
-
Картонные коробки и упаковки от продуктов. Их можно легко разрезать и сложить в нужную форму.
-
Старые формы для льда или кексов, которые имеют интересную форму.
-
Листы пластика или акрила, которые можно сгибать и фиксировать скотчем.
-
Стеклянные банки или емкости, которые также можно обернуть скотчем, чтобы предотвратить вытекание эпоксидной смолы.
-
Песочницы или прочие емкости из пластика или металла.
Важно убедиться, что форма для эпоксидной смолы прочная и не протекает, а также что она легко извлекается из затвердевшей смолы. Также стоит помнить, что формы должны быть достаточно глубокими, чтобы смола не выливалась и не разливалась по сторонам.