Уличное освещение в частном секторе на столбах — нормативы и оплата в сельской местности согласно закону
Уличное освещение содействует созданию комфортных условий и повышает безопасность населения. В крупных городах основные аспекты уличного освещения давно решены, тогда как для населенных пунктов, расположенных в сельской местности, это часто становится значительной трудностью. Особенно важно учесть этот вопрос в частных секторах, где организация уличного освещения играет важную роль.
По закону в сельской местности организацией уличного освещения на столбах занимаются органы местного самоуправления. Однако случается так, что они не слишком с этим спешат. Простым жителям приходится отстаивать свои законные права в суде РФ.
Учитывая множество положительных судебных решений по данному вопросу, в статье будут подробно рассмотрены требования нормативных документов к организации освещения, нормы освещённости и лица, ответственные за установку и эксплуатацию фонарей.
В каких законах и нормативно-технических документах прописаны требования
Вопросы организации благоустройства территорий, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями пунктов ст. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2021 г. относятся к полномочиям сельских поселений.
Решением советов депутатов сельских поселений могут приниматься правила, определяющие благоустройство поселений.
Необходимость создания благоприятных условий для проживания населения и обеспечения его здоровья при планировании и строительстве зданий в сельских поселениях указывается в п. 1 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования, предъявляемые к системам наружного освещения для дорог, тротуаров, улиц, стоянок и подобных территорий, указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Методика расчётов при организации систем освещения для разных объектов дорожной или уличной инфрастуктуры содержится в ГОСТ Р 55708-2013.
При планировании и строительстве городских и сельских поселений применяются строительные нормы и правила. Нужно отметить, что строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89, которые были зарегистрированы как СП 42.13330.2010, устарели и уже не действуют.
Вместо них применяется актуализированная редакция свода правил СП 42.13330.2016. В данном документе есть ссылка на СП 52.13330.2016, где указаны требования к искусственному освещению.
Основные нормы уличного освещения
Для обеспечения безопасных условий при движении транспорта и пешеходов в тёмное время суток применяется стационарное наружное освещение. Требования к средней освещённости и её равномерности указаны в таблице 7.11 свода правил СП 52.13330.2016.
Нормы, указанные в этой таблице, минимально допустимые. Ниже указанных значений освещённость быть не должна. Это учитывается как при проектировании, так и при эксплуатации систем освещения улиц в селе.
Даже если мощность и количество светильников выбраны правильно, по прошествии времени освещённость может снизиться из-за загрязнения или других причин. Для поддержания требуемого уровня освещённости необходимо постоянное периодическое обслуживание систем освещения.
Кто должен платить за установку, обслуживание и эксплуатацию фонарей
В соответствии с требованиями ст. 19 ч. 1 Федерального закона №131-ФЗ обязанность благоустройства сельского поселения лежит на органах местной власти. Благоустройство территории, особенно социально значимых объектов, напрямую зависит от наличия освещения.
При отсутствии уличного освещения граждане могут обратиться в местные органы самоуправления с заявлением. Заявление рассматривается администрацией. В течение этого времени может быть сформирована комиссия для оценки ситуации на месте.
После этого администрация ищет подрядчика, который производит проектирование, установку мачт, монтаж светильников и кабеля, последующее техническое обслуживание. Обеспечение требуемого уровня освещённости является обязанностью главы администрации. Именно он должен заключать договоры со специализированными организациями по установке, обслуживанию и эксплуатации фонарей.
На эти цели из бюджета должны выделяться денежные средства. После установки опор с фонарями и их подключения к электроснабжению система уличного освещения принимается на баланс сельского поселения. Для оплаты электроэнергии при эксплуатации фонарей и для их технического обслуживания в местном бюджете выделяется специальная статья расходов.
Кто ответственный за монтаж и содержание светильников и сетей в исправном состоянии
Обычно в качестве подрядчика выступают местные энергоснабжающие организации. Они выполняют в порядке предоставления дополнительных услуг разработку плана, монтаж системы освещения, её подключение к линиям электроснабжения и поддержание системы в технически исправном состоянии.
Установку опор с фонарями, протяжку линий электроснабжения и монтаж приборов контроля и учёта потреблённой электроэнергии может выполнять специализированная подрядная организация, а последующее техническое обслуживание – энергоснабжающая организация.
Данный вопрос решает заказчик, то есть местная администрация, исходя из экономической целесообразности.
Какие обычно используются фонари и какие выбрать из современных
Источником света, установленным в фонарях уличного освещения, могут служить лампы следующих типов:
- Накаливания.
- Галогенные.
- Люминесцентные.
- Газоразрядные.
- Светодиодные.
Из перечисленных выше источников света лампы накаливания отличаются самой низкой стоимостью. Однако у них небольшая эффективность, так как по потреблению электроэнергии они превосходят лампы остальных типов. Также у них самая низкая световая отдача и невысокий срок службы, который обычно не превышает 2 тысяч часов.
Срок службы галогенных ламп больше, чем ламп накаливания, в 2 или 3 раза. Их светоотдача тоже выше. Это обусловлено улучшенной конструкцией ламп.
По экономичности, светоотдаче и сроку службы люминесцентные лампы превосходят галогенные и лампы накаливания. Их светоотдача может достигать 80 Лм/Вт, а срок эксплуатации – до 10 тысяч часов.
Однако люминесцентные источники света уступают по своим основным характеристикам газоразрядным. Светоотдача таких источников света может достигать от 105 до 113 Лм/Вт, а срок службы составляет от 10 до 20 тысяч часов.
Самые эффективные по потреблению электрической энергии – современные светодиодные лампы. У них значительный срок службы и высокая светоотдача, достигающая 115 Лм/Вт. К достоинствам этого вида источников света относят безопасность для окружающей среды, так как они не содержат ядовитых веществ. Именно такие лампы – лучший выбор.
Фонари уличного освещения должны соответствовать источнику света, который в них устанавливается.
Светильники должны быть герметичными и обладать требуемой механической прочностью для защиты внутренних частей от воздействия неблагоприятных погодных условий.
Заключение
Вопросами обеспечения уличного освещения должны заниматься только органы местного самоуправления. Граждане не вправе самостоятельно устанавливать светильники на опорах, если они отсутствуют, и подключать к линиям электропередач без заключения договора. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности за хищение электроэнергии.
Предыдущая
Следующая
Зачем окно в ванной в частном доме?
Окно в ванной в частном доме выполняет несколько функций:
-
Естественная вентиляция. Во время принятия водных процедур в ванной комнате образуется пар, который накапливается внутри помещения. Если в ванной нет окна или вентиляционной системы, пар не сможет выйти наружу и будет конденсироваться на стенах и потолке, вызывая появление плесени и грибка. Окно же позволяет естественным образом проветривать помещение и убирать избыток влаги.
-
Естественное освещение. Окно в ванной позволяет получать дополнительное естественное освещение в помещении, что способствует созданию более комфортных условий для принятия водных процедур.
-
Эстетический вид. Окно может быть не только функциональным, но и эстетическим элементом в дизайне ванной комнаты, добавляя в помещение дополнительный свет и создавая ощущение простора.