Искусство бонсай — история искусства в контексте Ваби-саби
Бонсай. История искусства.
- View Larger Image
Бонсай. История искусства.
Что представляет собой бонсай? Слово «бонсай» в переводе с японского означает «растение в плоском сосуде» (где «бон» обозначает контейнер, а «сай» – дерево). Понятие «бонсай» не только указывает на компактное растение, но и подразумевает целую культуру выращивания растений в неглубоком сосуде.
Древнее искусство, родившееся в Китае и достигшее совершенства в Японии, активно завоевывает Европу и Америку. Это и мода, и бизнес, и серьезное увлечение, стиль жизни, способ достижения гармонии с собой и миром. Бонсай идеален тем, что не занимает большой площади, но доставляет массу приятных эмоций, связанных с наблюдением за необычным растением, с которым, происходят превращения в зависимости от времени года. Бонсай является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида.
Задача состоит не только в том, чтобы вырастить в контейнере здоровое растение, но и в создании единого гармонического целого из трех элементов — растения, грунта и горшка, каждый из которых должен иметь естественный и привлекательный вид.
Грунт должен выглядеть натуральной частью рельефа, тщательно подобранные камни (скалы) и мох (трава) — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом.
Контейнер предпочтительно выбирать как можно лаконичнее, цвет и форма его должны выгодно оттенять цвет и форму растения.
Растение должно иметь схожесть со сформировавшимся деревом того же вида, произрастающего в естественных условиях.
История бонсай
Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения изначально китайских иероглифов «пэнь-Цзай», что в переводе означает «дерево в чаше».
Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н. э. Обычай выращивать карликовые деревья в контейнерах или на подносах был частью разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева.
Идейные корни бонсай можно найти и в даосизме. Монахи-даосы проводили своего рода исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих медитаций им удобно было
манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Со временем красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала искусством. Постепенно вольная забава превратилась в настоящую школу со своими канонами, приемами, излюбленными формами.
Соседи Китая, в той или иной мере перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими, культурными, эстетическими особенностями. В VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны (составления букетов), а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.
Что же видели японцы в этих деревьях? Несгибаемую волю к жизни и одновременно пластическую податливость, гибкость, благородную старость и возможность вечного
обновления, внутреннюю дисциплину и самоконтроль.
«Через малое видеть великое» — так можно сформулировать основной принцип, используемый на протяжении тысячи лет мастерами бонсай. На небольшом пространстве они гармонично воплощают в жизнь бесконечное разнообразие и потрясающую красоту природы. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение. Возраст многих бонсай превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.
Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершен. Он рождается, развивается и уходит, как и человек, и все живое.
Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии, связавшей воедино дух Человека и древнюю веру в могущество природных сил.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость -цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами. Маленький бонсай — не настоящее дерево, все об этом знают, но сила искусства такова, что мы охотно подчиняемся его магии, через малое просматривается великое, и мы видим не только само дерево, но и окружающий пейзаж, понимаем чувства и настроения создавшего его автора.
В эпоху Эдо, подражая аристократии, к выращиванию карликовых деревьев приобщаются простые горожане. Любимые породы того времени: сосна, можжевельник, криптомерия и
слива. Конец ХІХ века, когда Япония активно перерабатывает западные традиции, был относительным затишьем для искусства бонсай. Японцы увлеклись натурализмом и в литературе, и в пластических искусствах. Людей, предпочитавших бонсай, почти не стало, все сады были оккупированы европейскими травами и цветами.
В эпоху Мэйдзи большим событием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование — высадка черенков, отводки, деление, прививки. Наиболее подходящей для бонсай считалась китайская и японская керамика, антикварная и новая. Развивались и методы любования бонсай. В те годы он был главным образом садовым растением и украшением сада, в дом бонсай заносили только на короткое время. Он ставился в нишу-токонома и должен был гармонировать с комнатой.
В начале ХХ века Запад открывает для себя новую экзотическую страну. Японские гравюры контрабандой попадают в Европу, постепенно подготавливая переворот в живописи. Японское декоративное искусство оказывает огромное влияние на стиль эпохи Ар Нуво (модерн). Круги от «прыгнувшей в пруд лягушки» разошлись по всему миру. Именно в это время бонсай приобретает те эстетические черты, которые характеризуют его и сегодня.
Похожие записи
Какие кухни модные в этом году?
Каждый год дизайнеры и эксперты в области интерьера предлагают новые тенденции в кухонном дизайне. В 2023 году модными будут следующие кухонные стили и элементы:
-
Натуральные материалы: дерево, камень, мрамор, гранит и другие материалы, которые придают кухне ощущение тепла и уюта.
-
Минимализм: простые линии, гладкие поверхности, отсутствие лишних декоративных элементов.
-
Темные оттенки: черный, темно-серый, синий, зеленый и другие темные цвета будут популярны в 2023 году.
-
Кухни с островом: такие кухни не только функциональны, но и выглядят стильно и современно.
-
Металлические элементы: металлические ручки, краны, вытяжки и другие элементы будут популярны в этом году.
-
Растения: зелень на кухне всегда была модной, и в 2023 году она останется в тренде. Кроме того, растения не только красиво выглядят, но и улучшают качество воздуха в помещении.
-
Эргономичность: важно, чтобы кухня была удобной и практичной. Эргономичность – это главный тренд кухонного дизайна, который не потеряет своей актуальности в 2023 году.
Однако, стоит учитывать, что мода – это всего лишь рекомендации, и главное, чтобы кухня была удобной и функциональной для ее владельцев.