Советы по планировке освещения в совмещенной гостиной и кухне
Освещение гостиной, совмещенной с кухней
Создание эффективного освещения в гостиной, которая объединена с кухней и даже столовой, представляет собой сложную задачу, но существуют простые методы, которые позволяют успешно справиться с ней без необходимости обращаться за помощью к экспертам в области светового дизайна.
В малогабаритных квартирах советского образца основным местом, где готовили, ели и принимали гостей, была кухня. В современных дома премиум-класса предусмотрено разделение на отдельные помещения: кухня, столовая, гостиная. Вполне оправданное деление, но на практике, не всегда удобное — накрывая стол, хозяйке приходится проходить довольно большое расстояние, самое время нанимать прислугу.
В современном жилье бизнес-класса, а также в набирающем популярность формате квартир-студий используется более удобный вариант. Архитекторы предпочитают объединять три помещения в одно большое, где предусмотрено зонирование. Кухня, столовая и гостиная представляют собой единое помещение, разделенное теми или иными способами (перегородки, расстановка мебели и, конечно же, освещение) на соответствующие зоны.
Зона приема гостей
Место, где принимают гостей, должно настраивать на релаксацию. Классический вариант — подвесной светильник с одним — тремя патронами. Суммарный световой поток установленных в нем ламп составляет примерно 1000 — 1500 лм, нижняя граница соответствует мебели и обоям светлых тонов, верхняя — темных тонов.
Подвесные светильники
В просторных зонах приема гостей (более 10 кв. м) с дизайном в классическом стиле либо стиле модерн используются многорожковые (от 5 рожков) люстры. Практичным вариантом является использование светильника на регулируемом подвесе. В зависимости от количества людей за столом и глубины обсуждаемых тем можно, просто меняя высоту подвеса, легко регулировать уровень освещенности и размеры освещаемой площади.
Некоторые светильники выпускаются изначально на нерегулируемом подвесе, но на них можно установить отдельно приобретенный регулируемый подвес. Наконец, если какие-то внутренние убеждения не позволяют вам обеспечить изменение высоты плафона, следует обеспечить диммирование данного светильника. При фиксированной длине подвеса светильника рекомендуется обеспечить расстояние в 70 — 80 см от стола, чтобы гости не задевали светильник головой.
Трековые системы
В том случае, если зона приема гостей совсем маленькая, имеет нестандартные пропорции (например, сильно вытянута) или ее дизайн выполнен в стиле хайтек, то можно вообще «выкинуть с корабля современности» подвесной светильник. Практичный вариант — трековая система с узконаправленными прожекторами. В том случае, если производитель светильника позаботился о клиентах и положил в коробку с продукцией (либо выложил на сайте) так называемую конусную диаграмму, рассчитать систему можно без специальных знаний.
Конусная диаграмма показывает уровень освещенности (в люксах) и размер светового пятна на различных расстояниях от прибора. С ее помощью можно легко определить, как будет освещен стол. Освещенность на столе в гостиной берется 300 лк с учетом запаса на старение и загрязнение светильника.
Обеденная зона
Для освещения обеденной зоны возможны самые разные типы светильников: потолочные, подвесные, встраиваемые в подвесной потолок. Перечисленные варианты выбираются исходя из собственного вкуса. Важно иметь в виду, что подвесной светильник, установленный над обеденным столом, должен давать излучение в основном вниз, но некоторое количество света должно идти и в направлении потолка. Иначе будет ощущение, как будто вы находитесь в заводском цеху.
Более «домашнее» освещение позволяют получить настенные бра, направленные на потолок. Их количество и расположение определяются экспериментально. Еще один вариант обеспечить подсветку потолка — размещение по периметру светодиодной ленты. Она должна быть достаточно мощной, поэтому рекомендуется размещать ее на специальных алюминиевых профилях, обеспечивающих теплоотвод.
Применительно к стилю «хайтек» для небольшой площади обеденной зоны (до 10 кв. м) можно использовать встраиваемые в подвесной или натяжной потолок споты с регулируемым углом наклона и узким углом распределения света (не более 30 градусов), которые прицельно освещают обеденный стол.
Для обеденного стола норма составляет 300 лк, но, с учетом старения светильника, а также оседания на него пыли и грязи, целесообразно взять этот параметр с запасом — 400 лк.
При отсутствии конусной диаграммы расчет можно произвести на основе рекомендаций из предыдущей статьи про освещение в квартире. В том случае, если, согласно современной моде, на кухне установлен мебельный гарнитур очень темных тонов, нормы следует увеличить в 1,5 раза.
Место приготовления пищи
Приготовление пищи относится к сложным производственным процессам. Нужно обеспечить освещенность не менее 500 лк, но это создаст дискомфорт в обеденной зоне и зоне приема гостей, так как находящихся там людей будет раздражать яркое световое пятно. Поэтому общее освещение строится по тем же правилам, что и для обеденной зоны, к нему еще добавляется локальная подсветка.
Столешница для приготовления пищи обычно располагается под кухонными шкафчиками. Выпускаются специальные линейные светодиодные светильники, которые нередко оснащены встроенными диммерами и сенсорными выключателями. Они предназначены для крепления под шкафчиками. Такие устройства лучше подходят для рабочего места повара, чем используемая иногда светодиодная лента, поскольку снабжены оптической системой, правильно распределяющей свет. Поскольку в пространство под шкафчиками могут попадать брызги воды, по соображениям безопасности рекомендуется использовать там светильники с напряжением питания не более 48 В.
Освещение плиты, как правило, осуществляется посредством галогенных ламп, встроенных в вытяжку. Не рекомендуется менять их на светодиодные, так как последние чувствительны к нагреву.
Барная стойка
Нередко зонирование осуществляется путем использования барной стойки. На ней могут использоваться установленные в ряд подвесные светильники в количестве от 3 шт., каждый из которых дает 200 — 500 лм светового потока. Современная тенденция — светильники без абажуров с лампами увеличенного размера, имеющими особую форму нити накаливания (так называемые Edison Bulb). Это могут быть лампы накаливания либо филаментные светодиодные лампы.
Особенности стиля лофт
Иногда речь может идти о помещении, которое когда-то было фабрикой, либо строилось по тем же принципам, что и производственные помещения. В стиле лофт объединение кухни, столовой и гостиной в единое пространство — практически обязательное условие. Для этого стиля характерно использование светильников с металлическими абажурами. У таких светильников свет вверх не идет, желательно установить дополнительно бра. Весьма удачная альтернатива бра — модный сейчас торшер в виде прожектора на треноге, его направляют на потолок или на одну из стен.
Общие рекомендации: освещение кухни-гостиной
Цветовая температура применяемых для общего освещения, а также локального освещения в столовой и гостиной зонах, должна лежать в пределах 2400 — 3000 K, т.е. речь идет о теплом белом свете. Правильное освещение кухни гостиной подразумевает одну и ту же цветовую температуру во всех зонах, за исключением локальной подсветки в некоторых местах.
Линейные светильники, расположенные под шкафчиками, могут иметь более холодный оттенок с цветовой температурой до 4000 K. Барная стойка при необходимости может освещаться лампами с цветовой температурой 1800 — 2400 K, т.е. более теплым оттенком, чем по всему помещению.
Минимальный набор функций, который должна обеспечивать система управления — раздельное включение и выключение общего освещения в гостиной, в столовой и кухонной зонах, а также локального освещения разделочной поверхности. Желательно обеспечить диммирование хотя бы в зоне приема гостей.
Наилучший вариант — панель управления с несколькими готовыми сценариями, например, «прием гостей», «приготовление еды», «праздничное застолье» и т.п. Тогда освещение в кухне гостиной будет переключаться нажатием только на одну кнопку, которой присвоен определенный сценарий.
Освещение в кухне гостиной по зонам — это означает применение решений, оптимальное для каждой зоны. Но при этом переходы между зонами освещения должны быть плавными, наличие четко видных полос с пониженной освещенностью на границах недопустимо.
Почему нельзя совмещать кухню с гостиной?
Совмещение кухни и гостиной может иметь как плюсы, так и минусы, и, в конечном итоге, решение о совмещении или разделении зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей.
Вот некоторые из потенциальных недостатков совмещения кухни и гостиной:
-
Запахи и шум. Кухня может быть источником запахов и шума, что может быть раздражающим во время отдыха в гостиной. В этом случае необходимо использовать качественную вытяжку и/или зонирование пространства, чтобы уменьшить этот эффект.
-
Недостаток приватности. Совмещенная кухня и гостиная могут ограничить уровень приватности и конфиденциальности в обеих зонах.
-
Ограниченность дизайна. При совмещении кухни и гостиной могут быть ограничения в планировке и дизайне, что может ограничить индивидуальность и функциональность пространства.
-
Увеличение затрат. Совмещение кухни и гостиной может потребовать дополнительных затрат на установку специальных систем вентиляции и звукоизоляции.
Однако, совмещение кухни и гостиной может иметь и ряд преимуществ, таких как увеличение пространства, повышение социальной активности, больше света и т.д. Окончательный выбор зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений.