Способы извлечения болта или гайки с поврежденными гранями и заусенцами, а также удаление обломавшегося самореза без использования отвертки.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перегретые саморезы были несколько раз вкручены или выкручены, их резьба начинает тупеть, отвертка начинает скользить, а сам винт остается на своем месте. В случае если он забит в материал, такой как дерево, гипс, ДСП или другие мягкие материалы, можно использовать тонкую резинку (например, для волос) как вспомогательное средство для поворота. В поиске способа снять звездочку без использования отвертки.
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Способов довольно много.
Но ответить на вопрос при такой постановке, не представляется возможным.
Так как нет уточнений.
В каком месте например.
Есть ли доступ к этому месту.
Какой длины/диаметра болт.
Есть ли над закрученной гайкой целая/живая резьба.
Целы ли грани на самом болте.
Есть ли инструмент, который понадобиться.
Берем болгарку и стачиваем выступающую резьбовую часть на болте, чтобы гайка свободно снялась.
Либо напильником стачиваем резьбу вблизи гайки под конус, что позволит дальше ее свободно выкрутить по оставшейся неповрежденной резьбе на болте.
Можно еще разогреть гайку горелкой или строительным феном, если это допустимо в данных условиях (вблизи нет плавящихся и легко воспламеняющихся предметов).
Обрыв заподлицо
Этот тип поломки считается самым трудным для ремонта, так как очень сложно определить диаметр отверстия, особенно при срезке крепежа. Поэтому для того, чтобы высверлить сломанный болт определенного вида, необходимо произвести зачистку поверхности. Это позволит определить нужные нам зазоры.
Нередко происходит следующая неприятная ситуация: место обрыва имеет кривые формы, которые очень трудно обрабатывать и выправлять. А сверлить изделие в подобном состоянии категорически не рекомендуется, ибо есть риск окончательно угробить конструкцию. Следовательно, сначала необходимо применить керн, которым подготавливают место по центру работы сверлом.
Дальнейший порядок действий, позволяющий высверлить сломавшийся тем или иным способом болт, аналогичен варианту при поверхностном обрыве. После создания отверстия остатки от резьбы удаляются с помощью крючка.
Выкручиваем обломанный болт
Для того, что бы извлечь обломанный болт экстрактором Вам необходимо будет воспользоваться дрелью. Так же Вам необходимо взять сверла, плашки для метчиков, крепкий керн. В сломанном «виновнике» необходимо сделать отверстие, диаметр которого не должен превышать диаметра резьбы обломанного болта.
Экстрактор имеет обратную резьбу.
В отверстие вкручивается экстрактор. При закручивании экстрактора, а точнее его обратной резьбы в обломанный болт, вы вместе с последним извлекаете его.
Если болт обломался и есть возможность до него достать, то Вам нужно восстановить геометрию того, что от него осталось. Воспользуйтесь напильником либо крупнозернистой наждачной бумагой. Потом нужно аккуратно накернить поверхность. Иначе сверло будет всегда гулять по остатку болта и сделать отверстие строго по центру не получится. Так же необходимо соблюсти соосность. Отверстие должно быть просверлено, как можно ближе к центру болта.
Необходимо начинать сверлить сверлом небольшого диаметра и чётко расположить отверстие по центру. Центрированное отверстие очень просто можно расширить. Диаметр экстрактора необходимо брать на 1мм больше, чем диаметр отверстия
Важно не просверлить насквозь отверстие, чтобы экстрактору было за что зацепиться
Экстрактор нужно вкрутить в углубление поверхности болта. Затем экстрактор необходимо установить в углубление и нанести удар молотком, стараясь забить в отверстие, как гвоздь. После этого он должен остаться в углублении.
Необходимо зажать плашкой его головку и вращать в направлении откручивания самого болта. Вращать плашку нужно не торопясь и как можно аккуратнее. Врезаясь в болт, экстрактор максимально затягивает его и передаёт свой крутящий момент на обломанного «виновника». В свою очередь крутящий момент и вывернет обломанный болт.
Демонтаж в сложных случаях
При различных ошибках установки анкер заклинивает, и вынуть либо протолкнуть болт не получается.
Гильза полностью вбита в стену
Это самый распространённый случай. Если нужно вынуть анкер из бетонной стены, обычно речь идёт о комнатном помещении. Лучший рецепт — разбить штукатурку вокруг так, чтобы пассатижи зацепились за кант гильзы.
Если нужно вынуть анкер, не повреждая смежную поверхность (прежде всего, кафель или пластиковый откос окна):
- Снять гайку, выбить болт либо ослабить его (у рамной конструкции).
- Между болтом и гильзой вкрутить тонкий саморез так, чтобы его заклинило.
- Подложить нечто для упора (например, молоток).
- Обхватить обе шпильки и вытянуть конструкцию.
Если первый вариант не помог:
- Снять гайку и выбить шпильку либо выкрутить болт.
- Тонкий гвоздь или саморез использовать как клин, чтобы разорвать и загнуть край гильзы.
- Захватить патрон за отогнутый край (удобно сначала тянуть узко- или круглогубцами, когда край высвободится достаточно — взять пассатижи) и вытянуть.
- Для рамного анкера — вставить в бетонный ход и закрутить в распорку болт и извлечь всё вместе.
Анкер проржавел
Не сильно заржавевший анкерный болт можно восстановить преобразователем ржавчины для автомобилей, машинной смазкой или смывкой WD-40.
- Снять верхний слой грязи и по возможности, ржавчины.
- Обработать головку, гайку, по возможности, забрызгать вглубь преобразователь.
- Выдержать время, указанное в инструкции к средству.
- При необходимости повторить процедуру.
- Попытаться аккуратно открутить болт.
Совет На форумах предлагают обработать окислившиеся детали керосином или ВД-40 и оставить на полдня, чтобы средство вполне подействовало.
Сорвана шлица у болта
Сорванные шлицы — довольно редкий случай на анкерном крепеже. Однако если это случилось, разбирать стену не обязательно. Попробуйте рассверлить головку или стержень, если головки нет, чтобы вынуть болт из резьбы. Неплохо с этой задачей справляется «экстрактор» для шурупов и винтов. Это недорогое приспособление, насадки, которые подходят и для шуруповёрта, и для дрели. Купить его можно на «АлиЭкспресс» за небольшие деньги.
Как действовать экстрактором:
- Насадить и закрепить биту сверлом (изогнутым крестиком) вниз.
- Рассверлить отверстие в шпильке или головке болта.
- Перевернуть экстрактор клиновидным концом в низ и вкрутить в шпильку.
- Включить реверс и высвободить сломанный болт с помощью экстрактора.
При правильной установке и эксплуатации анкерные болты удаляются с усилием, но достаточно просто. В редких случаях, когда зацепить гильзу невозможно (например плохая сталь, край рвётся) или крепёж «прикипел» намертво, остаётся единственный выход — срезать головку либо разрезать сам анкер болгарской пилой. Если анкер держал шведский уголок или др. тяжесть на стене, возможно, лучший вариант — вбить шпильку и закрыть всё деревянной шпулькой либо цементом и просто положить финишную штукатурку поверх.
Сначала попытаемся выкрутить сорванный шуруп штатным инструментом
Итак, теперь мы точно знаем направление вывинчивания шурупа и держим в руках отвертку нужного размера с неизношенными шлицами. Мягкий или хрупкий «китайский» инструмент не подходит. Если винт закручен в металл, полезно предварительно капнуть на место стыка машинным маслом и выждать минут 10-20.
Обеспечьте между головкой метиза и рабочей частью инструмента большее трение, для чего проложите между ними полоску резины. Можно наклеить на шляпку кусочек скотча. Нанесите по отвертке несильный удар, чтобы ее рабочая часть точно совместилась с крестовиной метиза. Разумеется, подобное недопустимо, если шуруп застрял в хрупком пластике ноутбука. Удерживайте инструмент перпендикулярно плоскости шляпки и, создавая максимальное давление на отвертку, выверните шуруп.
Если отвертку невозможно повернуть одной рукой, захватите стержень отвертки пассатижами в другой руке и создайте достаточный момент вращения. Данный способ можно оценить наглядно с помощью следующего видео.
Если ржавый саморез все же не выкручивается, воспользуемся паяльником. Подойдет и строительный фен и даже газовая горелка, если нет риска испортить ремонтируемый предмет. Нагреваем метиз до состояния, когда вода на шляпке будет шипеть. После того, как шуруп остынет, повторяем попытку.
При нагреве металл расширяется и происходит разделение поверхностей метиза и материала, в котором находится сбитый крепеж. Такое действие особенно эффективно, когда саморез «посажен» на краску или клей.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
-
Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.
- Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
-
Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить.
- Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Способы выкручивания болта
Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.
С испорченными гранями
Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:
- Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
- Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.
-
Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.
- Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
- Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
- Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.
С сорванной головкой
Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.
А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.
- Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
- Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
- Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.
Способы снятия болтов с сорванными гранями
Только после того, как был выполнен ряд подготовительных работ и проведен подбор необходимых инструментов, можно приступать непосредственно к процедуре по извлечению. Известны различные способы, позволяющие открутить болтик с сорванными гранями, поэтому рассмотреть стоит каждый из них:
при помощи газовых (трубных) ключей. Применение данного метода актуально с достаточным местом для работы. Подобный инструмент является универсальным, поскольку применять его можно не только для поверхностей с гранями, он хорошо позволяет выкручивать цилиндрические детали, на которых резьба абсолютно отсутствует. Чем больший размер у трубного ключа, тем меньше сил необходимо при работе с ним.
извлечение поврежденного болта при помощи накидных ключей с различными наборами головок
При выкручивании следует обратить внимание на подбор нужного диаметра головки, поскольку необходимо избежать ее прокручивания и взаимодействие с крепежной деталью.
Если же отвернуть болт с сорванными гранями посредством выполнения описанных методов не получается, то необходимо перейти к другим мерам, более действенным, сложным, но эффективным.
Термический способ
Одним из способов решения задачи, как вытащить болт с сорванной резьбой или проскальзывающей головкой является термический способ. В основу положен процесс нагрева (если это допустимо и существует возможность создания условий). Крепёж нагревают до температуры, пока он не покраснеет. Такая термическая обработка приводит к снижению коэффициента сопротивления в результате коррозии. Это позволит выкрутить его обычными слесарными инструментами. Процесс нагрева производится в термоустановках, с помощью паяльной лампы, газовой горелки.
Применение метода не всегда оправдано. Нагрев даже определённой части детали или одного узла крепления может негативно сказаться на остальных элементах конструкции, привести к нарушению антикоррозийного покрытия, изменению параметров предварительной закалки.
Молоток с зубилом как последний довод
Допустим, вы перепробовали указанные методики, даже попробовали станцевать с бубном, но ничего не получилось. Остаётся ещё одна методика, после которой и болт, и гайку с чистой совестью можно будет выбросить. Приставляем зубило к резьбе, и молотком наносим по нему ряд ударов, пока соединение не будет разрушено.
Если есть опыт работы с болгаркой и можно подобраться ею к резьбе, не тратьте время на молоток с зубилом. Спокойно режьте болт. Правда, в результате сохранить крепёж не удастся.
Есть ещё масса способов решить проблему, один другого экзотичнее. Но если описанные методики не помогли, то и другие вряд ли будут полезны.
Меры предосторожности
Процесс выкручивания неисправных крепёжных изделий может показаться несложным и безобидным, но в неопытных руках есть риск возникновения инцидентов
Чтобы обеспечить безопасное извлечение крепежа, важно придерживаться определённых мер безопасности
- Использовать защитные средства в виде очков и перчаток, что убережет лицо и руки от опасности в случае неожиданной поломки используемых инструментов. Неопытные мастера должны все время использовать защитные средства, пока их мастерство не выйдет на необходимый уровень.
- Применять только проверенный и качественный инструмент. Перед любыми работами нужно убедиться, что инструмент исправен и соответствует роду занятий. И лишь после этого приступать к делу.
- Заранее приготовить крепежные материалы, которыми будут заменены проблемные саморезы. Если использование данных крепежей показало свою неэффективность, то следует заменить их на гайки с болтами.
- Перед началом выкручивания деформированного крепежа необходимо определить, в какую сторону у него направлена резьба, чтобы не усложнять и без того непростую задачу его извлечения.
- Подбор оптимальной силы нажима на инструменты. Если слишком сильно давить на шуруповерт или отвертку, то можно окончательно испортить головку самореза, после чего выкрутить его станет еще сложнее. При усиленной нагрузке есть большой риск срыва крестовины или вовсе раскалывания крепежа.
Планируя мероприятия по извлечению самореза, не поддающегося стандартным вариантам выкручивания, нужно найти не только эффективный вариант, но и тот, который будет по силам. Выбор слишком сложной технологии выполнения задачи новичком может вызвать неприятные последствия в виде травм и неутешительного итогового результата работы.
Каждый мастер должен иметь в своем арсенале несколько вариантов действий в подобных ситуациях, которые уже не раз проверялись. Успех дела зависит от ряда факторов, но неопытный индивид может о них не догадываться.
Как открутить шестигранник без ключа
Другими способами, как открутить болт без шестигранника, являются следующие:
- Если размеры болта не слишком маленькие, можно воспользоваться зубилом или обычным молотком: ими наносятся удары под углом в сторону откручивания крепежа.
- Способ с применением накидного или газового ключа.
- Если возникла проблема, как открутить «слизанный» шестигранник, можно воспользоваться гайковертом с насадкой. Болтовое соединение выкручивается при помощи ударного механизма.
- Способ применения сварки: к крепежу приваривается небольшое количество металла с гайкой или любым куском арматуры, при помощи которого он затем выкручивается.
- Крайними мерами для выкручивания шестигранного метиза с внутренней осью является полный демонтаж крепления, когда совершаются надрубы молотком и крепеж разбирается.
У автомобиля много деталей, соединённых между собой при помощи винтов, болтов и шурупов. Довольно часто возникают ситуации, когда слизывается головка болта или шлицы на винте, шурупе. Поэтому вопрос о том, как открутить болт или винт со слизанными гранями, актуален для многих автолюбителей.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
- При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.
Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек
Как работать с экстрактором
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Проверенный способ – использование ударной отвертки
Ударная отвертка специально предназначена для выкручивания прикипевших винтов. Когда-то это была просто прочная отвертка с металлической ручкой, которую можно было ударить молотком по задней части и одновременно создать рукой вращательное усилие.
Сегодня популярна конструкция, в которой сердечник инструмента и его ручка стыкуются между собой через косые зубья шестерни. В результате при ударе по торцу отвертки создается вращательное движение ее рабочей части. Для возвращения механизма в исходное состояние внутри ручки имеется пружина.
В зависимости от назначения ударная отвертка имеет различные размеры и механизм. Бывают модели, у которых возможно изменение направления вращения сердечника. В том числе существует электрическая ударная отвертка промышленного назначения. Приобретите для себя модель подходящего размера, и она пригодится не раз, если Вам нравится мастерить своими руками.
Последовательность действий следующая:
- установите на отвертку насадку подходящего размера;
- установите инструмент в пазы на головке метиза строго параллельно его оси;
- удерживайте рукоятку таким образом, чтобы не повредить руку ударом молотка;
- нанесите удар по торцу инструмента молотком или резиновой киянкой;
- повторите процедуру до тех пор, пока шуруп не поддастся;
- как только метиз стронется с места, перейдите на обычную отвертку и выверните шуруп.
Как открутить гайку с сорванными гранями
Если вы заметили, что на ремонтируемом агрегате имеются подобные проблемы, то спешить точно не нужно. Стоит подходить грамотно к решению этих вопросов.
Важно тщательно изучить болт и гайку, которые предстоит выкручивать. Когда есть резьба, которая выступает над гайкой, то её стоит очистить от ржавчины
Это необходимо для облегчения хода самой гайки. А также бывает полезно промочить эту часть болта жидкостью WD-40. Если её нет под рукой, то можно будет воспользоваться тормозной жидкостью, дизтопливом или керосином.
Если заранее подумать о том, что предстоит сложная работа по выкручиванию ржавых болтов, то можно прикупить средство на основе дисульфида молибдена. Такой препарат помогает справиться с деталями, у которых резьба практически наполовину уже разъедена ржавчиной.
После того как вы нанесли подобные жидкости на гайку и болт, подождите не менее 20 минут. Это время отводится для того, чтобы произошло проникновение растворителей ржавчины между витками резьбы. Чтобы не стоять сложа руки в это время можно немного простукивать снимаемые элементы для облегчения проникновения жидкости. Частые несильные постукивания способствуют ускорению растворения ржавчины, что позволяет уже немного сдвинуть гайку относительно её болта.
Как открутить болт или гайку с сорванными гранями
Эффект несильной вибрации при съёме ржавых элементов используется в пневматических гайковёртах, которыми часто пользуются профессиональные автомобильные слесари. Подобный принцип действия имеет и ударная отвёртка, которая считается намного более эффективной, чем простая.
Только после того, как будут проведены вышеуказанные действия, стоит приступать к откручиванию заржавевшей гайки. Само откручивание стоит производить с использованием накидного ключа или головки. Такой инструмент обхватывает все грани. В отличие от рожкового ключа, который контактирует только с двумя гранями.
Если на гайке имеются уже зализанные грани, то инструменты типа накидной головки могут не справляться. В этом случае придётся воспользоваться специальной пастой, помогающей зафиксировать ключ на тех гранях крепежа, на которые в обычных условиях сложно воздействовать. Очень популярной является подобная паста от фирмы Liqui Moly.
Бывает, что усилия для откручивания гайки не хватает. Помогает использование трубы в качестве рычага. Однако такие действия оказываются эффективными только при условии, что гайка накручена на болт. Если речь идёт о закоревшей шпильке, то её просто можно обломать.
Итак, подведём некий итог и перечислим используемые способы и инструментарий для удаления заржавевшей гайки:
- Выступающую резьбу над гайкой очищаем (в том числе и механическим способом) от ржавчины;
- Наносим жидкости, помогающие избавиться от ржавчины – WD-40, керосин, дизтопливо или что-то специальное. Например, растворитель с дисульфидом молибдена;
- Простукиваем гайку и болт для лучшего проникновения таких жидкостей по резьбе;
- По возможности используем пневматический инструмент, облегчающий подобные работы;
- Гайку откручиваем накидной головкой или ключом;
- Если накидной инструмент не цепляет слизанные грани, то воспользуемся специальной пастой.
Профилактика проблемы
Если болты ржавеют и приносят массу неудобств при откручивании, стоит с этой проблемой покончить. Профессионалы советуют:
- Обязательно покрывать специальной силиконовой смазкой все места крепления деталей перед тем, как закручивать их. Благодаря этому, металлические крепежи на долгое время предохраняются от коррозии.
- Желательно время от времени проводить профилактический осмотр деталей авто или сантехники. Не стоит запускать процесс, если замечена небольшая ржавчина на одном из элементов крепежа. Всегда легче заменить крепеж и детали на начальной стадии коррозии, чем бороться с ржавчиной, когда она разъела металл полностью.
- Следует затягивать крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений.
Если использовать качественные крепежные элементы, их срок службы будет долгим.
Если, предварительно подобрав необходимые инструменты, использовать один или сразу несколько способов из перечисленных, то заржавевший болт обязательно сдастся. Но лучше не дотягивать до крайних ситуаций и проводить периодически техосмотры.
Разновидности шурупов
Начнем с того, шуруп – это цилиндрический стержень со специальной головкой, на который наноситься винтовая канавка. Производятся шурупы по целому ряду нормативных документов, среди которых ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1145-80 и т. д.
Шуруп
Вместе с тем, есть два основных вида метизов – это:
- классические шурупы;
- самонарезающие (также известные как саморезы).
Резьба саморезов по металлу и дереву Для обозначения в данном случае используются диаметр и длина шурупа (к примеру, изделие диаметром 5 мм и длиной 3,5 см будет обозначаться как 5х35 мм). Помимо того, метизы могут классифицироваться по форме шлица и особенностям самой головки:
- с плоской (потайной) головкой;
- с такой же, но уменьшенного типа;
- с прессшайбой;
- с головкой полусферической формы.
Виды головок шурупов Все эти разновидности производятся с крестообразным шлицем, с прямым (плоским) и со шлицем Torx (последний еще известен как «звездочка»), а также с внутренним шестигранником и прочими, менее популярными вариантами. Еще существуют саморезы с головкой шести- и восьмигранной формы (кровельные), которые также изготавливаются с разными шлицами.
Как открутить болт с сорванными гранями
Как только все процедуры по подготовке будут завершены, можно приступить к извлечению, но как выкрутить болт с сорванными гранями ? Прежде всего, для этого необходимо приобрести все необходимые инструменты. Для того чтобы осуществить задуманное, можно воспользоваться следующими способами:
- Взять газовый ключ, но он хорош только в том случае, если место позволяет. Использовать газовый ключ возможно не только на болтах, которые имеют поверхность с гранями, но и на цилиндрических, когда резьба полностью сорвана.
- Поврежденный болт можно удалить и накидными ключами, где имеются разные головки для сорванных граней. В данном случае потребуется подобрать должный размер головки, иначе выкрутить не получится.
Если использование описанных выше способов не дает результата, то можно прибегнуть к помощи других методик.
Как выкрутить слизанный саморез
Итак, если под рукой не оказалось экстрактора болтов, как на картинках, то можно попробовать открутить слизанный саморез, используя для этих целей кусок тонкой резины. Для этого берётся кусок резины и подкладывается под PH2 насадку шуруповерта. Небольшое нажатие, и, как правило, слизанный шуруп выкрутиться (см. remstroisovet.ru).
Можно попробовать выкрутить саморез со слизанной шляпкой и путем его нагрева. Данный способ подходит только в том случае, если саморез закручен в негорючее основание. Чтобы им воспользоваться, достаточно нагреть шляпку самореза зажигалкой или газовой горелкой, а после, дождаться пока метиз остынет. Вследствие расширения металла, вокруг самореза образуется большее пространство, и он должен свободно выйти из материала, если его подхватить пассатижами за шляпку.
В том случае, если саморез никак не хочет выкручиваться, то ничего не остается, как рассверлить его, используя для этих целей дрель и подходящее диаметром сверло по металлу. Аккуратно избавившись от головки самореза, следует поменять сверло на более тонкое сверло, после чего, без порчи материала, можно будет достаточно легко извлечь застрявший саморез.
Раскрутить болт с сорванными гранями под шестигранник
Как правило, крепежные элементы могут быть исполнены в различных вариантах, поэтому способы их извлечения несколько отличаются.
Болты с выступающей головкой под шестигранник (звездочку)
Такие болты выкручиваются:
- Плоскими отвертками. Для этого заранее необходимо на шляпке сделать пропил-засечку. Стенки пропила должны быть вертикальными, чтобы инструмент не соскакивал.
- Звездочкой TORX с подходящим размером. Ее нужно выбрать по принципу, чтобы шлицы не проходили в отверстие шестигранника, но также чтобы она не была чрезмерно большая. Такой звездочкой прорубливается шляпка болта шлицом, когда она плотно заходит в шляпку. После этого рывками откручивается болт, во избежание срыва шлица на звездочке. Для таких работ не стоит применять модели звездочек TORX с центровыми отверстиями, поскольку в процессе забивания они могут отломаться.
- Дрелью, сверлом и специальными экстракторами. Чтобы извлечь нужно по центру высверлить отверстие и забить в него соответствующий экстрактор. После чего при помощи пассатижей нужно его выкрутить вместе с крепежом. Выполнить это не сложно, так как у экстрактора нарезка резьбы выполнена противоположно резьба болта.
- Дрелью с реверсом и сверл с левым вращением, диаметр которых менее диаметра поврежденного болта. В первую очередь при помощи обычного тонкого сверла выполняется незначительное отверстие, после чего устанавливается сверло, включается дрель в режиме инверсионного вращения.
Болты с отверстием под шестигранник
Такие болты выкручиваются:
- при помощи надфиля, путем увеличения разъема под следующий размер шестигранника (данный способ дает возможность повторного использования болта);
- звездочками TORX соответствующего размера;
- плоскими отвертками, в том случае если заранее подготовлена насечка на шляпке крепежного элемента;
- посредством экстракторов, которые вкручиваются в шестигранное отверстие.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
-
Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.
- Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
-
Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить.
- Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Как можно открутить болт без ключа?
Открутить болт без ключа можно несколькими способами:
-
Использование плоскогубцев или комбинированного инструмента — возможно, вам удастся сжать гайку плоскогубцами или комбинированным инструментом, чтобы она легче повернулась. Для этого нужно установить губки плоскогубцев или комбинированного инструмента вдоль гайки, затянуть их и поворачивать гайку по часовой стрелке.
-
Использование насадки для отвертки — если вам доступна отвертка, попробуйте найти насадку, которая подходит по размеру болту. При необходимости можно немного изгнуть насадку, чтобы лучше зацепить гайку, и затем поворачивать ее по часовой стрелке.
-
Использование молотка — попробуйте нанести легкие удары молотком по гайке в направлении, противоположном направлению откручивания болта. Это может помочь снять заедание и позволить легче открутить гайку.
-
Использование специальных жидкостей для разблокировки — в магазинах строительных материалов продается специальная жидкость, которая помогает разблокировать заедание на резьбовых соединениях. Жидкость следует нанести на место соединения и оставить на несколько минут, чтобы она успела проникнуть внутрь резьбы, а затем попытаться открутить гайку.
-
Использование ножовки или пилы — если другие методы не работают, можно использовать ножовку или пилу для прорезания гайки. Нужно сделать продольный надрез по всей длине гайки и затем попытаться сломать ее или отвернуть ее обеими руками. Однако, следует помнить, что это метод крайней необходимости, так как он может повредить сам болт и привести к необходимости замены его полностью.
Важно помнить, что использование неправильного инструмента или насилие над болтом может привести к его повреждению или слому. Если ничего не помогает, лучше обратиться к профессионалам, чтобы они помогли снять заедание и открутить болт без повреждений.