Строим гараж сами: выбираем параметры, материалы и технологии строительства, а также место на участке
В этой публикации вы узнаете о том, как выбрать параметры и материалы для строительства гаража на вашем участке. Вы получите информацию о различных технологиях и методах строительства гаражей, а также о том, как правильно выбрать место для строительства гаража. Вас ждут полезные советы и инструкции, которые помогут вам успешно строить гараж сами.
18 декабря 2021
Отправим материал на почту
Содержание
- Гараж – критерии выбора параметров
- Виды материалов
- Древесина
- Шлакоблок
- Профнастил
- Место на участке
- Коротко о главном
Заказывайте строительные работы любой сложности у профессионалов
Одним из важнейших элементов собственного земельного участка помимо дома является помещение под автомобиль. Однако строительство гаража только на первый взгляд может показаться делом посредственным, а на самом деле, сопряженным с решением непростых задач. Разберем, каковы основные критерии выбора параметров будущего сооружения, из каких материалов его лучше сделать и в чем состоят особенности технологии для каждого из них, а также какой ряд аспектов нужно учесть при выборе места на участке относительно забора и улицы.
Гараж – критерии выбора параметров
Зачастую главным критерием выбора варианта гаража является срочность его постройки. Далеко не последнее значение при этом имеет и бюджет мероприятия. Помещение для авто может быть обустроено очень быстро, например, при заказе готовой сборной конструкции у специализирующихся на решении подобных задач компаниях. Но в таком случае проект обойдется максимально дорого.
Другое дело – постройка своими силами или наемной бригадой. В таком случае на первый план выйдет доступность выбранного типа строительного материала и удобство работы с ним. Однако независимо от того, какого типа, формы и состава будет гараж, в первую очередь он должен проявлять свое основное назначение в соответствии со следующими аспектами:
- Защита транспортного средства от внешних атмосферных и других факторов.
- Удобство эксплуатации – обеспечение быстро въезда, выезда.
- Поддержка внутреннего специфического микроклимата – чтобы машина не сырела и легко заводилась независимо от погоды.
- Возможность проведения ремонтных работ.
Также любой собственник, должен иметь представление о том, можно ли строить гараж по границе забора, вместо забора, рядом с соседским участком, центральной дорогой и проч., какое минимальное расстояние должно быть до них, согласно нормативам, а также какие при этом должны соблюдаться строительные нормы и правила безопасности.
Кроме того, необходимо сделать выбор по следующим конструкционным признакам самого сооружения:
- Вид материала. Наиболее часто применяются дерево, блоки из ячеистого бетона или листовой металл. Выбранный вариант будет определять и толщину стенок, и их эксплуатационные характеристики, а также необходимость дополнительного утепления стен, если внутри будет обустраиваться отопление.
- Тип фундамента. Зависит от типа грунта, рельефа местности, разновидности материала, толщины и веса стен. Чаще всего обустраивается ленточный, свайный или столбчатый тип основания.
- Ворота, двери и окна. Сооружение может быть как полностью глухим без проникновения уличного света с одними воротами, так и оснащенным полноценными окнами и дополнительной дверью.
На заметку! По типу исполнения гаражи могут быть отдельно стоящими, или прилегающими к дому, или входящие в архитектурный ансамбль жилища. При этом помещение может быть предназначено на 1, 2 или несколько автомобилей. Количество ворот также может варьироваться в зависимости от планировки. Для максимального удобства обслуживания внутри организуются стеллажи, полки, шкафы для размещения инструментов и запчастей, а при необходимости – ремонтная яма.
Виды материалов
Для того чтобы построить гараж дешево и быстро, необходимо правильно подобрать строительный материал. Прежде всего он должны быть распространенным, доступным по цене и позволять строить в кратчайшие сроки. Существуют 3 основных материала, попадающие под эти критерии:
- Древесина. В зависимости от того, какой набор эксплуатационных характеристик требуется будущему помещению под авто, для строительства применяются доски, бревна или брус различного сечения.
- Шлакоблок. Характеризуется доступностью, достаточной прочностью и дешевизной. Сооружение из шлакоблоков будет прочным, надежным, долговечным и теплым.
- Профнастил. Позволяет возводить гараж в кратчайшие сроки. При этом машина в таком гараже будет надежно защищена от основных негативных атмосферных проявлений.
Строительство сооружения из выше перечисленных материалов имеет свои характерные особенности. Разберем подробно основы технологии для каждого из них.
Обратите внимание! Минимальные габариты помещения для размещения одного автомобиля – это 6 х 4 м. Так как средние размеры авто 4-5 м в длину и 2,5 м в ширину, то для удобного прохода и размещения дополнительных полок нужно с каждой стороны оставлять по 50-70 см свободного пространства.
Древесина
Дешево и быстро построить гараж на своем участке в первую очередь позволяет каркасная технология. Более дорогим, но и надежным и долговечным является вариант возведения из бревен или бруса. Дополнительными преимуществами постройки из древесины являются:
- Легкость обработки материала.
- Простота монтажа.
- Возможность установки в любое время года.
- Безвредность.
- Высокие эстетические показатели без отделки.
Однако дерево обладает такими явными недостатками, как подверженность горению, гниению и разрушению насекомыми. Поэтому чтобы деревянный гараж служил долго, необходимо заранее предпринимать ряд защитных мер от данных факторов.
Технология строительства сводится к следующим этапам:
- Проектирование. Разрабатывается проект с учетом расположения относительно дома, границ и улицы.
- Подготовка. На выбранном месте очищается, подготавливается, при необходимости выравнивается площадка.
- Создание опалубки. Чаще всего под каркас или брус обустраивается неглубокий ленточный фундамент. Для этого выкапывается траншея, по периметру которой монтируется невысокая опалубка. На дне ямы засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка.
- Армировка и заливка фундамента. Когда опалубка готова, внутрь устанавливается каркас из металлических прутков. Затем выполняется заливка всего объема бетонным раствором. При этом даже если гараж будет строиться вплотную к забору, необходимо учитывать удобство дальнейших этапов постройки и последующего обслуживания.
- Формирование каркаса/сруба. По истечении 3 недель, когда бетон основания наберет достаточную прочность, начинается постройка каркаса. Для нижней обвязки и рамы ворот берутся толстые доски или брус 100 х 150 (180) мм. Другие элементы каркаса выполняются из досок помельче, например, 50 х 100 мм, в то время как обшивку допускается выполнять из досок 25 х 100 мм или даже вагонки. Если выбирается вариант сруба, в качестве материала берется бруса 100 х 150 мм, 150 х 150 мм или 180 х 180 мм. Однако чем он больше, тем дороже и тяжелее обойдется строительство.
- Монтаж кровли. Когда каркас или сруб готов, монтируется стропильная система. Поверх нее выстилается кровельный материал. Самый недорогой вариант – рубероид, более надежный – шифер, профнастил или гибкая кровля.
Установка ворот, дверей и окон выполняется на завершающей стадии, но перед финишной отделкой.
Важно! При выборе места под гараж необходимо учесть место расположения ближайших коммуникаций – водопровода, канализации, электросетей. Так как если произойдет авария и сооружение окажется в зоне их влияния, его эксплуатация станет временно невозможной.
Шлакоблок
Другим, хорошо распространенным и недорогим материалом, часто применяемым в сооружения помещения под авто, является шлакоблок. Существуют следующие его модификации:
- Доменный шлак.
- Ракушечник.
- Битый кирпич.
Более пригоден для строительства сооружения под машину именно 1-ый вариант – ввиду лучших эксплуатационных характеристик и долговечности. Для улучшения свойств современные производители включают в состав блоков полистирол, перлит и прочие добавки. При этом изготовители дают возможность выбора – из чего и как строить гараж – полнотелой или пустотелой модификацией.
Главный недостаток шлакоблоков – впитывание влаги. Поэтому если сооружение на его основе требуется построить на участке с высоким расположением уровня грунтовых вод, то лучше от него отказаться. Как вариант, можно первые 2-3 ряда сделать из другого, более стойкого к данному фактору материала, например, красного кирпича.
Технология возведения гаража на основе шлакоблоков состоит из следующих основных стадий:
- Проектирование.
- Подготовка и выравнивание площадки.
- Рытье траншеи и формирование опалубки. Как и для деревянного варианта, фундамент для стен из шлакоблоков можно сделать мелкозаглубленным ленточным – при условии, если позволяют особенности грунта и рельеф местности.
- Создание армокаркаса и заливка бетоном.
- Гидроизоляция. Ввиду того, что шлакоблок является легко насыщаемым влагой материалом, по истечении месяца, когда фундамент наберет нужную прочность, выполняется его гидроизоляция.
- Кладка блоков. Процедура выполняется так, чтобы вертикальные швы предыдущего ряда обязательно перекрывались массой материала последующего, а не совпадали.
- Возведение стропильной системы, укладка кровельного материала.
- Установка ворот, дверей, окон.
- Отделка, прокладка электропроводки, установка полок, стеллажей.
При необходимости в помещении делается бетонный пол из бетона марки не ниже М200. Конструкция должна быть монолитной, армированной и достигать в толщину не менее 10-15 см.
Профнастил
Независимо от того, на каком расстоянии от соседского участка или красной линии будет установлен гараж, если в качестве материала его стен планируется брать профнастил, то он обязательно должен соответствовать следующим критериям:
- Предназначаться для стен, то есть вертикального монтажа. В маркировке эта особенность обозначается «С».
- Обладать достаточной прочностью. Для строительства гараж лучше выбирать вариант от С-20.
- Толщина листового металла – от 0,5 мм.
Видео-пример строительства гаража из блоков:
Возведение сооружения для авто на основе профнастила выполняется по следующему алгоритму:
- Создается проект.
- Подготавливается ровная площадка.
- Создается опалубка. При формировании траншеи по углам будущей конструкции, а также посередине стен делаются скважинные углубления, порядка 0,5 м, в которые на стадии формирования армокаркаса вставляются стойки гаражного каркаса.
- Заливается бетон.
- По истечении 3-4 недель, выполняется сборка металлического каркаса.
- Далее монтируются стены из листов профнастила.
- Выполняется монтаж стропильной системы из брусков и обрешетки из досок.
- Настилается и крепится кровля.
В завершении собирается каркас ворот, на него крепятся листы профнастила, и далее они устанавливаются на гараж.
Рекомендация! Все элементы каркаса, контактирующие с фундаментом и особенно погруженные в бетон и землю, должны быть предварительно обработаны гидроизолирующей мастикой.
Видео-пример строительства гаража из профнастила:
Место на участке
Зачастую при ограниченной земельной площади или при иных условиях возникает ситуация, когда оптимальным местом под гараж выбирается участок, примыкающий к границе. В таком случае, прежде чем приступать к строительству, необходимо узнать, можно ли построить гараж на границе с соседским участком, улицей, ограждением, и какие при этом официальные требования существуют.
Существуют следующие основные нормативные положения, которые при этом необходимо знать:
- Официальное оформление. Если сооружение планируется строить в ИЖС или ЛПХ, его требуется зарегистрировать. В противном случае оно будет считаться незаконным. Правило не касается садоводческих земель – здесь гаражи могут строится без разрешения. Кроме того, если постройка не имеет фундамента, она считается временной, ее также не нужно оформлять.
- Соответствие СНиП. При нарушении норм, например, когда конструкция вплотную или очень близко примыкает к соседней земле, могут возникнуть споры – вплоть до судебного разбирательства. Однако если соседи согласны, с ними можно заключить нотариальную договоренность.
Видео-пример строительства гаража из дерева:
- Минимальное расстояние до красной линии – 5 м. Как правило, ею разграничивается частная или государственная территория. Чаще всего это различные системы коммуникаций, а также автодороги и ж/д-магистрали. Для размещения гаража вплотную к границе требуется согласование с правлением. Если ограда не находится вплотную к красной линии, постройка возможна.
- Капитальные конструкции, а также когда гараж находится под одной крышей с домом, должны располагаться от забора с соседями на расстоянии минимум 3 метров. Правило не касается временных быстровозводимых сооружений.
- От границы участка со стороны улицы гараж должен находиться на расстоянии не менее 5 метров, если это красная линия, и 3 м – до жилой улицы.
Справка! Построить гараж можно рядом или на границе с соседским участком с нарушением норм СНиП, если они дадут на это согласие. Однако даже в обратном случае дело будет касаться лишь строительных рекомендаций, а не уголовной ответственности. Заставить снести сооружение через суд могут только в том случае, если будет веское доказательство угрозы их жизни и здоровью.
Видео-пример постройки гаража из бруса:
Коротко о главном
Главными факторами при строительстве гаража являются скорость постройки и бюджет мероприятия. При этом помещение должно обеспечивать сохранность авто, защиту от внешних факторов, комфорт в эксплуатации и возможность совершения ремонта. При выборе типа конструкции необходимо учесть, из какого материала он будет сделан, какой фундамент для стен понадобиться, какое количество и каких ворот, дверей и окон он будет включать.
Самыми распространенными материалами для постройки гаражной конструкции являются:
- Древесина – из бревен, бруса или досок по каркасной технологии.
- Шлакоблок.
- Профнастил.
У каждого варианта есть свои особенности строительства. При выборе места под гараж необходимо знать, можно ли построить его непосредственно на границе своего участка – вблизи дороги, улицы, соседской земли, красной линии, и какими нормативными положениями это регулируется.
Отправим материал на почту
Заказывайте строительные работы любой сложности у профессионалов
Как и чем утеплить железный гараж?
Железный гараж можно утеплить различными способами, в зависимости от условий и требований конкретного проекта. Вот несколько возможных вариантов утепления железного гаража:
-
Использование утеплителя: одним из самых распространенных способов утепления железного гаража является использование утеплителя. Это могут быть такие материалы, как минеральная вата, пенополистирол или пенополиуретан. Утеплитель укладывается на стены и потолок гаража, а затем закрепляется с помощью специальной клеевой ленты или крепежных элементов.
-
Использование сэндвич-панелей: еще один способ утепления железного гаража — использование сэндвич-панелей. Это панели, состоящие из двух металлических листов и утеплителя между ними. Они могут быть использованы для утепления стен и потолка гаража, их установка происходит с помощью специальных крепежных элементов.
-
Использование обшивки: обшивка гаража такими материалами, как OSB-плиты или фанера, также может использоваться в качестве утеплителя. Обшивка устанавливается на стены и потолок гаража, после чего на нее укладывается утеплитель. Этот метод является относительно простым и доступным, но может потребовать дополнительных расходов на обшивочные материалы.
-
Использование термопленки: термопленка — это специальный материал, который наклеивается на стены и потолок гаража и обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Термопленка легко наносится и не требует специальных навыков для ее установки.
В зависимости от конкретных потребностей проекта и доступных ресурсов можно выбрать один из этих методов или их комбинацию. Важно помнить, что правильное утепление железного гаража может не только снизить расходы на отопление, но и защитить от конденсации и увеличить срок службы конструкции.