В путь! 11 домов на колесах из разных стран с интересными прицепами внутри
В современной эпохе дом на колесах может служить не только в качестве прицепа для путешествий или «мобильного жилья» для тех, кто не успел установить дачный домик перед началом сезона.
Рассказываем, каким может быть дом на колесах: фото внутри и снаружи прилагаются.
Колеса как прикрытие
США, Олимпия
Движение под названием Tiny House Movement появилось в США как ответ великой американской мечте про просторное семейное гнездо. Чем больше квадратных метров, тем меньше свободы и больнее ипотека. Руководствуясь этим соображением, американцы начали строить маленькие (не более 55 кв.м) дома на колесах. В отличие от трейлеров, это настоящие дома, пригодные для постоянной жизни зимой и летом. Колеса им нужны не только для мобильности, но и для того, чтобы формально считаться прицепом, а значит, не нужно платить налоги на недвижимость и получать кучу разрешений на строительство. Идеология Tiny House Movement: плати только за то, что тебе действительно нужно.
Ди Уильямс — одна из ярких апологетов движения. 15 лет назад она тоже мечтала о большом доме и даже купила его в Портленде: 140 кв.м счастья и 1200 долларов жилищного кредита в месяц, чтобы оплачивать ипотеку и коммунальные расходы, Ди работала сутками. Однажды она упала в обморок, выбирая продукты в магазине. Врачи диагностировали хроническую сердечную недостаточность. Ди задумалась: за дом ей платить еще 30 лет, а протянет ли она столько? Нравится ли ей такая жизнь? Ответ напрашивался сам собой. В конце концов, она продала свои 140 кв.м вместе с кредитом, а на вырученные деньги построила мобильную хижину площадью 8 кв.м. Ее-то вы можете видеть на фото.
Жилище Ди напоминает домики с детских рисунков: прямоугольник, треугольник и труба. Дизайн — авторский, и он отражает сегодняшнее мироощущение хозяйки: меньше копить и переживать, больше радоваться. Сегодня Ди немного за 50 лет. Она, как и мечтала в детстве, работает экологом.
В домике на колесах есть кровать, стол, печь, ванная и туалет. Если нет возможности подключиться к сетям, электричество вырабатывают солнечные батареи. А вот холодильник Ди не приобретает принципиально, чтобы был повод лишний раз прогуляться по лесу до магазина и всегда иметь свежие продукты. Ее прицеп-дом на колесах уже не раз менял место стоянки, но везде хозяйка старается быть ближе к природе.
«Я счастлива 300 дней в году», — говорит она. В остальные 65 дней Ди все же посещают мысли об утраченном: постоянной воде (сейчас ей приходится ходить к колодцу), отоплении, огромном плазменном телевизоре, туалете с центральной канализацией и дешевом пиве поблизости. Впрочем, это быстро проходит. О своем опыте домостроения и жизнестроения Ди даже написала книгу — она вышла в 2014 году.
Формула гармонии
Австрия, Вена
Ценности движения Tiny House Movement пришлись по душе и жителям других стран. Свою серию домов на колесах придумали австрийцы Тереза Штайнингер и Кристиан Франталь. Фургон площадью 25 кв.м может использоваться как дом, мастерская, место для проведения собраний. Самые дорогие дома на колесах от австрийской пары стоят 94 тыс. евро — это полностью автономные мобильные жилища под ключ. За 45 тыс. можно купить домик попроще — в минимальной комплектации и разобранном виде. Собрать дом на колесах своими руками несложно: к конструктору прилагается инструкция.
Тереза и Кристиан сами живут в фургоне. На их 25 кв.м есть все, что нужно для жизни: кровать, кухня, ванная с душем и жилая зона. За автономность отвечают биотуалет, солнечные батареи, дровяная печь и система очистки дождевой и использованной воды (на крыше установлены фильтры из болотных растений). Эргономичная мебель разработана и сделана специально для этого проекта. Дополнительно можно заказать выдвижной эркер и террасу. У фургона нет углов: биоморфная форма намекает на то, что природа — лучший архитектор, создающий самые красивые и практичные решения. Фасад дома остеклен, чтобы пустить внутрь больше света.
У этого дома на колесах есть еще одна особенность — он построен из вторично переработанных или биологически разлагаемых материалов. Снаружи фургон обшит местной лиственницей. Покрытая слоем смолы, она не боится ни воды, ни насекомых. Изнутри фургон утеплен овечьей шерстью, отделан еловой ДВП и оштукатурен. Штукатурка и шерсть прекрасно регулируют влажность внутри помещения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Австрия: Дом на колесах площадью 25 квадратных метров
Легкость бытия
Болгария
Эта симпатичная бытовка называется koleliba, что напоминает болгарские слова «колело» (колесо) и «колиба» (хижина). Ее построили болгарский архитектор Христина Христова с мужем. Паре надоело переплачивать за отели в путешествиях, к тому же хотелось передвигаться без привязки к брони. Болгарский вариант крыши на колесах — минидом площадью 9 кв.м. Впрочем, изнутри он кажется просторнее — дело в необычной для трейлера высоте: 240 см.
Необычен и вес: прицеп, на котором расположен дом, рассчитан максимум на две тонны, поэтому все материалы в проекте облегченные. И фасад, и интерьер сделаны из промасленного соснового массива, а пол — из легкой березовой фанеры. Один из фасадов полностью стеклянный, поэтому в фургоне всегда светло и спокойно даже опытным клаустрофобам. Стекло — прочное, закаленное, так что если даже сломается, то рассыплется на тысячи безопасных осколков. За стеклом начинается небольшая терраса. Увеличить жилплощадь можно за счет льняного навеса. Кроме того, фургон оснащен откидной лавкой.
Идеи, как разместить на 9 кв.м спальню, кухню и санузел, Христина подсмотрела, когда работала в лондонском архитектурном бюро, которое специализируется на компактных жилых пространствах. Диван раскладывается в кровать, вещи хозяева хранят в шкафах и выдвижных ящиках над и под кроватью. Чтобы добиться полной гармонии, сосну внутри домика не стали красить, а лишь промаслили, чтобы усилить ее аромат. Готовят супруги сами, для этого есть раковина, электропечь и холодильник. К электричеству они подключаются в кемпингах при помощи обычной розетки — в фургоне есть распределительный щиток. Строительство дома обошлось владельцам в 8500 евро. По сравнению с аналогами — очень дешево.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Болгария: Летний домик на четырех колесах
Опять в школу
США, Монтана
Алисса Пеллетье и ее бойфренд Уилл Хичкок тоже живут в мобильном доме, но прицепу и фургону они предпочли старый школьный автобус. Отдав 5500 долларов за «машину, напоминавшую автомобиль для перевозки преступников», пара затеяла в ней большой ремонт. Превращение ржавого автобуса в суперсовременный дом-машину на колесах обошлось Алиссе и Уиллу еще в 35 тыс. долларов. Зато теперь это дом, рабочий кабинет и вместительный гараж для велосипедов в одном лице. То есть кузове. Автобус-дом на колесах обзавелся тремя солнечными модулями на крыше, светодиодной разводкой, вентиляцией и водонагревателем. Здесь есть биотуалет и ванная со скрытым баком для использованной воды. Когда батареи разряжены, можно готовить пищу на газовой плите. Чтобы не мерзнуть зимой, стены автодома утеплили современным изолятором.
Вместе с бернской овчаркой Хильдой пара колесит на своем автобусе по всей Америке: сегодня они в одном штате, завтра — в другом. Такой образ жизни позволил Алиссе и Уиллу посмотреть большинство природных достопримечательностей страны. Спутниковый интернет, два компьютера в салоне автобуса, два обустроенных места — и никаких проблем с работой. Пара занимается дизайном и поддержкой программного обеспечения, и им необязательно находиться в офисе.
Большое преимущество автобуса в качестве дома — его габариты. Тут можно не экономить на жилплощади, придумывая столы, встроенные в кровати. Даже кухня у американских путешественников рассчитана на работу двух человек. В «гостиной», помимо большой кровати, есть диваны и отдельный обеденный стол. Наконец, в хвосте автобуса расположена огромная кладовка-гараж. Там, кроме двух велосипедов, хранится альпинистское снаряжение, каяки, ролики и другие вещи.
Недостаток у автобуса один — он очень прожорлив. На дизельное топливо уходит много денег. Не так много, как если бы пара платила по ипотечному кредиту, но и экономным этот вид путешествий не назовешь.
Махнуть компанией
Еще один школьный автобус-дом на колесах. Его хозяин — выпускник факультета архитектуры в университете штата Миннесота Хэнк Бутитта. Будучи студентом, он каждое лето ездил с друзьями к своему дедушке в Висконсин. У деда там была своя плантация с великолепными видами. Хэнк давно мечтал построить себе гостевой домик в тех краях, но местные законы требовали, чтобы строение было капитальным, основательным и со всеми разрешениями. Большой дом не нужен был студенту, да и на сбор документов у него не было времени. Проблема казалась нерешаемой, пока Хэнку не подвернулся старый школьный автобус — настоящая машина и дом на колесах.
Потратив 3 тыс. долларов на сам транспорт, и еще 6 тыс. на его модернизацию, через три месяца Хэнк уже отправился в первое путешествие. Дом на колесах рассчитан на комфортное пребывание шести человек — идеально для длительных летних выездов с друзьями. Скромный бюджет объясняется тем, что все работы, от замены обшивки до проектирования и строительства мебели, Хэнк делал сам, при помощи брата и приятелей.
Чтобы сделать потолок в автобусе выше, Хэнк придумал опустить пол. Для этого дом-машину на колесах оставили без «внутренностей». Исторический момент запечатлен на фото. Дело было зимой. После того, как будущий архитектор помыл в автобусе пол, вода мгновенно замерзла, так что пока не потеплело, в салоне функционировал импровизированный каток. Новый пол студент купил по доллару за квадратный фут в местной школе — это бывший пол спортзала, на нем даже можно увидеть баскетбольную разметку. Корпусная мебель в автобусе может передвигаться и стыковаться. Чтобы салон казался просторнее, Хэнк отказался от полок в его верхней части. Оконные панели сделаны полупрозрачными, зато не понадобились шторы. Изнутри дом на колесах отделан фанерой, причем потолк сделан из цельных листов — ее просто согнули.
В доме-автобусе на колесах есть ванная комната и кухня. Крыша также используется — во время стоянок друзья на ней принимают солнечные ванны и занимаются йогой. Сегодня Хэнк, уже дипломированный архитектор, подумывает о том, чтобы наладить серийное производство таких домов на базе старых автобусов. Оказалось, его транспорт вызвал большой интерес у многодетных путешественников и студенческих компаний.
Икона стиля
США, Солт-Лейк-Сити
Считается, что продукция Airstream вызывает слюноотделение у хипстеров, что, конечно, так себе шуточка. Эти трейлеры, особенно родом из 50-х и 70-х годов, способны вскружить голову кому угодно, вне зависимости от статуса, пола и возраста. Округлые формы, блестящий металл — дизайн этих американских прицепов явно опередил время. Большинство историй обладателей караванов этой марки начинается со слов: «Увидел — и все, не смог забыть».
IT-предприниматель Джордан Мензел из Солт-Лейк-Сити увидел Airstream 1976 года во время велопрогулки. Раритетный дом-прицеп был выставлен на продажу — и Джордан не устоял. Это был сложный период для Джордана: личные проблемы, грусть да тоска. Переделка трейлера послужила отличным видом терапии — всю зиму предприниматель проползал в драгоценном салоне, меняя обшивку, мебель и разные мелочи. Помогать ему приходила годовалая дочка Пенелопа.
Джордан не хотел, чтобы его Airstream выглядел как унылая походная капсула. Ему нужен был настоящий уютный дом. Поэтому в трейлере нет встроенной мебели, диван и кресла можно перемещать. Часть шкафов выполнена в модной лофтовой манере: из старых поддонов. Любимое место хозяина — длинный стол, который из рабочего переходит в обеденно-кухонный, с мойкой и газовой плитой.
Стены отделаны деревом и металлом, но без всякой декоративности (Джордан называет себя функционалистом).
Исторического в салоне осталось немного — разве что багажные полки под потолком, где хранятся книги. Зато снаружи все, как 40 лет назад — только обработаны швы и металл отполирован так, чтобы сверкать на солнце.
Джордан собирается круглогодично жить в своем трейлере, время вот времени меняя вид за окном: сегодня это может быть город, а завтра — пригород.
Мобильный офис
США, Фримонт
А это Airstream 1958 года, хотя по интерьеру и не скажешь. Архитектор Пол Вельшмейер сделал на базе старого трейлера современный мобильный офис. Здесь есть доступ в интернет, вся офисная техника, удобное рабочее место с хорошим освещением, телефон и телевизор.
В таком автодоме можно путешествовать без отрыва от работы и семьи: трейлер рассчитан на комфортное пребывание четырех человек. Для этого есть две односпальные кровати и одна двуспальная. Душ, туалет, солнечные батареи на крыше — все, что нужно для автономной стоянки.
Интерьер этого Airstream достоин отдельных похвал. Пол Вельшмейер не пошел на поводу у темы ретро, но и не стал спорить с родным дизайном иконы стиля — поэтому трейлер и снаружи, и внутри сверкает металлическими стенами. В обстановке доминирует техно-стиль, причем без ущерба для функционала. Когда прицеп не в дороге, он стоит на заднем дворе Вельшмейеров и служит гостевым домом.
Высокое расширение
Дания, Орхус
В Европе тоже любят старые «караваны». Автодом 1971 года (M.K. Pedersen) попался на глаза семейству Шау из датского Орхуса, и между ними определенно вспыхнула искра. Конечно, Шарлотта и Сорен собирались приобрести трейлер для путешествий по Дании со своими тремя детьми, но вряд ли предполагали потратить несколько месяцев на вторую молодость «старичка».
Трейлеру вдвойне повезло еще и потому, что Шарлотта — дизайнер интерьеров. Из пыльной коричневой коробки получился стильный монохромный дом. Из трейлера были убраны лакированная мебель, диваны с выцветшей зеленой обивкой и стенные панели земляного окраса. На освободившейся площади был обустроен черно-белый интерьер с красными акцентами. Две отдельные кровати и одна двухярусная, полноценная кухня, которая превращается в стол, благодаря откидной крышке, журнальный столик, холодильник и микроволновка — удивительно, сколько можно уместить на 8 кв.м, если ты дизайнер и у тебя трое детей.
Стильный автодом совсем не кажется тесным, поскольку на полу у него блестящий винил глубокого черного цвета, а потолок сделан из глянцевого стеклопластика. К тому же, Шарлотта грамотно расположила полосы в интерьере, зрительно удлинив и расширив пространство. Из техники, помимо холодильника, трейлер получил новый генератор, электроплиту и насос для воды. Увы, в нем нет туалета и ванной. Но чем-то надо было пожертвовать.
Места всем хватит
Германия, Берлин
У немцев свои раритеты. Блогер Катерина Хуг из Берлина дала своему Knaus Passat 1976 имя Хуго, подразумевая, что он — член семьи. До покупки собственного трейлера семья Хуг дважды арендовала жилой прицеп на колесах для поездок по любимой Скандинавии с ребенком и собакой. Так что Катерина знала, чего хочет от автодома. В частности, она хотела много места для хранения вещей, большие удобные кровати, кухню и место для собаки. Но прежде дом-прицеп досконально вычистили, избавившись от раритетной пыли и ржавчины.
Катерина специально искала на рынке старую модель «каравана», так как новые автодома ей не нравятся эстетически. О том, что эта модель — настоящее ретро, говорит логотип Knaus — ласточки на нем давно летают вверх, а не вниз. Внешне трейлер не особо изменился — поменяли только задние фонари и шины. А вот «начинка» вся новая. На полу — экологически чистый каучук, на стенах — флизелиновые обои с геометрическим принтом, добавляющим помещению объема. Да и весь интерьер стал светлее.
Диванчики и обеденный стол в передней части прицепа легко складываются в большую кровать (столик опускается и становится для них опорой). Плита и мойка со складным смесителем в мгновение становятся столом, стоит опустить крышку. А кровати поделены на секторы, под каждым из которых — отсек для хранения вещей. Там помещаются складной велосипед, гриль, три стула и другие полезные предметы. На случай аварийной остановки есть резервный аккумулятор, на который можно «перебросить» лампы и холодильник. Чистая вода находится в резервуаре под раковиной, для ее подкачки проведен насос. Любимая деталь дочери хозяев — лампа с фонарем из половины глобуса, которая может менять цвет.
Эстетика 70-х годов
США, Диксон
Это Avion LeGrande 1972 года — символ любви, причем не только супружеской, но и к путешествиям. Билл и Кэти Джонсоны отправились в первый поход, когда им было по пятнадцать лет. С тех пор они не расстаются уже 36 лет, и где только ни были. Страсть к движению в Джонсонах прекрасно уживалась с интересом к недвижимости: Билл работает архитектором, а Кэти — риэлтором. Трейлер супруги купили, чтобы выезжать летом в самые красивые места штата Тенесси: Джонсоны обожают сплавы на каноэ, рыбалку и пикники — без дома на колесах не обойтись.
Прицеп длиной 8,5 м им достался в отличном состоянии — бывший владелец сдувал с него пылинки. Но если алюминиевый каркас не пришлось даже подкрашивать, то интерьер автодома морально устарел. Хозяева поменяли обшивку и напольное покрытие, темные тона уступили место светлым. Появился целый ряд дополнительных окон, чтобы в трейлер попадало больше света. Однако планировка прицепа, очертания мебели и техника остались в оригинальном виде — так пара хотела сохранить эстетику 70-х годов.
Вперед в прошлое
Великобритания, Ист-Дин
Англия, XXI век, дом на колесах. Нет, это не шутка и не бутафория. Луиза Адамс и ее брат Пол из поселка Ист-Дин в графстве Хэмпшир наладили производство жилых прицепов по чертежам старинных жилищ пастухов. Сто лет назад такие вагончики на колесах служили домом для пастухов в течение всего теплого сезона. Молодые предприниматели многое знают про быт английских крестьян XIX века, поскольку страстно увлекаются родной историей. На волне интереса к ретро-теме и экотуризму идея с «трейлерами из прошлого» выглядит не такой уж наивной. Тем более, что стоит один домик 15,5 тыс. фунтов.
Несмотря на внешний вид и стальные колеса, это настоящий автодом — его можно перевозить при помощи автомобиля (но если у вас конь, то тоже ничего). Прицеп оснащен плитой, мойкой, туалетом, диваном и печью — здесь можно комфортно жить в теплые месяцы. Конечно, для путешествий он не годится, но в качестве летнего домика сойдет.
Интерьер с расписанными стенами (в некоторых версиях), старинными фонарями и винтажной мебелью настойчиво отправляет в прошлое, что и хорошо — только так, наверное, и можно отдохнуть в наш быстрый век. Предприниматели разработали несколько моделей жилых вагончиков: под летние дома, магазины, пабы и офисы.
Как поставить на учет прицеп дом на колесах?
Для того чтобы поставить на учет прицеп дом на колесах, необходимо выполнить следующие шаги:
-
Получить технический паспорт прицепа дома на колесах. Этот документ удостоверяет соответствие прицепа требованиям безопасности и техническим характеристикам.
-
Обратиться в отделение Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) или Министерства транспорта в своем регионе. При себе нужно иметь технический паспорт прицепа дома на колесах, а также свидетельство о регистрации владельца.
-
Заполнить необходимые документы. Обычно для регистрации прицепа дома на колесах требуется предоставить заявление на регистрацию, технический паспорт, свидетельство о регистрации владельца и платежный документ на госпошлину.
-
Пройти технический осмотр. После регистрации необходимо пройти технический осмотр прицепа дома на колесах, чтобы удостовериться в его безопасности и соответствии требованиям дорожного движения.
После выполнения этих шагов, прицеп дом на колесах будет зарегистрирован и получит свой уникальный номер. Теперь можно безопасно и легально использовать прицеп дом на колесах на дорогах.