Приватизация участка в СНТ 2023 — Правила оформления и возможное продление срока
Узнайте подробности о процессе приватизации участка в СНТ 2022 года. Статья «Приватизация участка в СНТ 2022: правила оформления и важные детали» расскажет вам о необходимых шагах, требованиях и возможности продления срока приватизации. Будьте в курсе актуальных процедур для обеспечения законной собственности на вашем участке в садоводческом товариществе.
На сегодня эта публикация уже заработала 24,85 рублей за дочитывания Зарабатывать
Краткое
- Введение
- Правила формирования общего имущества в виде земельного участка и границ садоводства
- Сроки приватизации земельных участков
- Формирование границ общего участка
- Правила оформления земельного участка общего пользования
- Самое важное при определении границ земельного участка общего пользования
- Регистрация общего имущества в виде зданий, сооружения и (или) их передача поставщикам
- Обсуждение
Введение
Совсем скоро, будут приняты изменения законодательства по оформлению прав на земельные участки общего пользования в садоводствах., проект закона принят Государственной думой 28 июня 2022 года и в этом виде он вступит в силу, после подписания президентом и опубликования.
Эти изменения были нужны для оформления права общей долевой собственности на земельные участки общего назначения, для чего исключено требование о необходимости согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при принятии общим собранием членов товарищества решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах такой территории, принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков.
Правила формирования общего имущества в виде земельного участка и границ садоводства
Согласно пункту 2.1 статьи 123.13 ГК РФ имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на земельный участок.
В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 29 июля 2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками должно быть осуществлено до 01.01.2024 согласно абз. 6 п. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Из приведенных положений следует, что автоматического преобразования права постоянного (бессрочного) пользования в право общей долевой собственности не происходит, требуется решение уполномоченного органа, принятого на основании волеизъявления членов СНГ.
Сроки приватизации земельных участков
Продлена возможность приватизации индивидуальных земельных участков и передачи в долевую собственность членов СНТ бесплатно всего земельного участка садоводства, путем изменения абз. 6 п. 2.1 ст.3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:
в абзаце шестом пункта 2.1 слова «до 1 января 2024 года» заменить словами «до 1 марта 2031 года», то есть «Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 1 марта 2031 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Согласно пункту 2.7 в новой редакции:
До 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Формирование границ общего участка
Согласно п.1.1. ст.43 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.»;
В границы территории садоводства или огородничества при подготовке проекта межевания территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 №217-ФЗ, включаются:
1)садовые или огородные земельные участки, находящиеся в собственности учредителей товарищества;
2) земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не может быть более двадцати пяти процентов суммарной площади земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части.
Согласно п.6. в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены территории общего пользования, земельные участки общего пользования и иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.4.1. закона о внесении изменений: «Территория садоводства или огородничества» местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
Разработка проекта планировки территории садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества.
Иными словами, исключена необходимость образования садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании документации по планировке территории.
исключено требование о разработке проекта планировки территории для садоводческих товариществ (сохранено при первичном предоставлении участков).
Правила оформления земельного участка общего пользования
Согласно п.2.9.ст.3 «О введении в действие ЗК РФ», в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
К такому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка (то есть не проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок), на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
выпискА из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
учредительныЕ документЫ указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Далее уже, согласно п.2.10 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.
Введен новый пункт 2.11. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 — 2.10 настоящей статьи.
На отношения, регулируемые пунктами 2.7 — 2.10 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 2 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.15, подпунктов 8 — 10 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1, пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.»;
Также введен новый пункт 31, чтобы категория земель с\х назначения могла также передаваться в собственность: «Положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на сельскохозяйственные угодья, в отношении которых до 1 января 2019 года в соответствии с правилами землепользования и застройки либо в ином предусмотренном в соответствии с законом порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд».
Таким образом, устанавливается возможность принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного пунктами 2.7 — 2.10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ даже в отсутствие проекта организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих организаций и актуальных сведений о местоположении границ земельных участков.
При этом сохраняется возможность представления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, подготовленной гражданином, в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории.
Самое важное при определении границ земельного участка общего пользования
Как правило, все земельные участки, в каких-то местах ограничены в обороте в использовании (то ручей мешает, то дорога, то ж\д полотно, то газовые трубы, то электрические опоры), а потому не могут быть предоставлены на праве собственности, но могут быть в аренде.
Для этого есть п.2.7. ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ…», что в случае, «если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
То есть нужно кадастровому инженеру эту территории выделить отдельно в составе территории СНТ и просить передать её в аренду, а не в собственность.
Если есть лесные территории, то особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков указаны с ст.60.2. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Регистрация общего имущества в виде зданий, сооружения и (или) их передача поставщикам
Если имеются на общей территории здания и сооружения, то согласно п.10 ст.70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.
Важное новшество закона касается права передачи имущества общего пользования, например, электрических сетей, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, в собственность организаций, осуществляющих газо-, водо-, тепло-и электроснабжение, водоотведение по решению общего собрания членов товарищества.
Вот всё, оформляйте границы правильно, в случае спора будем решать.
Когда заканчивается бесплатная приватизация земельных участков?
Срок бесплатной приватизации земельных участков зависит от страны и законодательства. В России, например, срок бесплатной приватизации земельных участков истек 1 марта 2020 года. Однако, существуют исключения, когда бесплатная приватизация земельных участков может быть продлена для отдельных категорий граждан, например, для многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и т.д. Для получения более точной информации о сроках приватизации земельных участков необходимо обратиться к местным законодательным актам и органам власти.