Изготовление откатных ворот на рельсе своими руками — пошаговая инструкция
- Виды
- Конструкции
- Чертежи и схемы
- Расчет материалов
- Фурнитура
- Инструкция по изготовлению
- Декор
- Советы по эксплуатации
Откатные ворота выполняют не только функцию обеспечения въезда и выезда с территории придомовой зоны, но и выделяют участок среди окружающих домов. Ворота могут служить индикатором вкусов и финансового положения владельца, а также обеспечивать защиту от несанкционированного доступа.
Виды
Откатные ворота по принципу управления бывают подвесными, консольными и передвигающимися по рельсу. Кроме того, они подразделяются на одностворчатые и двустворчатые конструкции, последние, к слову, стоят дороже, поскольку для установки потребуется в два раза больше фурнитуры. Также следует отметить, что откатные ворота, изготовленные из металла, бывают сплошными, их еще называют «глухими», и решетчатыми. Решетчатые изделия, в свою очередь, делятся на изделия либо массового производства, либо выполненные под индивидуальный заказ – кованые.
Реже всего устанавливается подвесная система, и, как правило, на промышленных предприятиях или на коммерческих территориях. Движение воротного полотна осуществляется за счет верхней балки, которая чем-то напоминает рельс. Непосредственно на металлической балке располагаются ролики.
Плюсами такой системы можно считать простоту в управлении, долговечность, а благодаря тому, что весь процесс работы механизма налажен в верхней части ворот, нижняя часть остается свободной, соответственно, зависимости от погодных условий нет.
Пожалуй, главным недостатком такой системы можно считать ограничение по высоте. Если на огороженную территорию понадобиться заехать большегрузу, с большой долей вероятности он не проедет.
Исправить ситуацию можно, если приподнять планку на 1,5 м, но для этого потребуется увеличить и опоры, а это – большие финансовые затраты.
Как такового ограничения по высоте у откатных ворот, передвигающихся по рельсу, нет. Рельс монтируется на поверхность, для которой заливается бетонное основание. К полотну приваривается ролик, который скользит по рельсу.
Зачастую такую разновидность откатных ворот устанавливают в частном секторе. Они в открытом виде удерживаются посредством металлического каркаса. При этом створки могут быть открытого или закрытого типа, а через глухие полотна не будет просматриваться территория участка.
К достоинствам рельсовой системы можно отнести простоту механизма. К слову, некоторые умельцы даже изготавливают устройство своими руками. Еще один плюс – это, несомненно, компактность. В режиме «калитка» полотно можно отодвигать на небольшое расстояние, необходимое для прохода человека, а благодаря ролику створка не провисает, Поэтому для такой системы частая регулировка не потребуется, в отличие от распашных ворот.
Но поскольку рельс располагается на бетонной поверхности, атмосферные осадки могут вывести механизм из строя, заблокировать его работу. Поэтому важно периодически убирать мусор и снег с пути следования ролика. Имейте в виду, специалисты рекомендуют монтировать рельс в бетонный фундамент «заподлицо», это позволит минимизировать вред, наносимый транспортом на направляющую.
В консольных воротах рельс, удерживающий створку, крепится непосредственно к полотну. Он может быть закреплен в нижней, верхней части полотна либо посредине – особой разницы в этом нет. Главное, чтобы рельс был нужной длины, достаточной для удержания створки. Иначе потребуется установка дополнительного электропривода с противоположной стороны, после чего двустворчатые ворота будут открываться и влево, и вправо.
Поскольку направляющая балка устанавливается на полотне, зависимости от чистоты фундамента или от высоты – нет. Для уравновешивания веса ворот необходимо, чтобы полотно было в полтора-два раза длиннее проема, в противном случае наладить правильную работу изделия не получится.
Имейте в виду, что рельс, или как его еще называют «швеллер», можно установить и на глухие, и на решетчатые конструкции. При этом потребуется залить основательный фундамент, чтобы опоры не вырвало от веса ворот.
Конструкции
Устройство привода подвесных ворот размещается в верхней части и там же крепятся роликовые тележки. Вызвано это конструктивной особенностью такой разновидности. Отсюда следует, что если потребуется отремонтировать механизм, то могут возникнуть определенные трудности. В частности, для регулировки четырехметровых створок потребуется автовышка. В большинстве случаев по этой причине такого типа разновидности откатных ворот не устанавливаются в частном секторе.
Некоторые производители выводят регулировку приводов на высоту человеческого роста, но, к сожалению, это только усложняет работу устройства, поскольку требуется дополнительная установка реек и шкивов. А любое усложнение приводит к частой поломке.
Выкатные ворота консольного типа чаще всего оснащаются приводом, роликовым блоком и направляющей в нижней части полотна. Довольно часто практикуется монтаж посредине и реже всего вверху. Зависит это от длины проема, монолитности опор и прочности фундамента. На расположение привода также может повлиять обустройство внутреннего двора и особенности металлического каркаса.
Выдвижные рельсовые ворота отличаются равномерным распределением веса полотна на опоры и на фундамент. Благодаря этому нагрузки на устройство сведены к нулю, а значит, привод можно располагать в любой части ворот. Зачастую его размещают либо посредине, либо вверху. В нижней части монтируется роликовое основание и направляющий рельс.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что расположение привода будет зависеть от интенсивности нагрузки. Если полотно открывается редко, тогда для него необходимо устанавливать маломощные устройства, в противном случае потребуется покупка мощных, а, соответственно, и дорогих изделий.
В первую очередь хотелось уделить внимание нижней части. Например, у подвесных ворот потребуется следить лишь за тем, чтобы расстояние между землей и полотном было свободным. В этом плане единственной преградой может быть внезапно выпавший снег, причем заблокировать работу смогут лишь полуметровые сугробы.
Иначе обстоит уход за консольными и рельсовыми разновидностями ворот при условии, что роликовое основание располагается в нижней части. В первом варианте предстоит периодическое очищение фундамента от наледи и снега, а во втором случае – покупка спецсредств.
Поэтому в регионах, где выпадает большое количество осадков зимой, специалисты не рекомендуют устанавливать рельсовые откатные ворота.
Но в то же время раздвижные варианты, перемещающиеся по рельсу, требуют меньше ухода за приводом и механизмами в зимнее время года. На втором месте располагаются сдвижные подвесные ворота, ну а больше всего внимания предстоит уделять консольной разновидности, у которой передвигающее устройство расположено снизу. Что касаемо ежегодных профилактических мероприятий, то у всех разновидностей они проводятся одинаково – 2-3 раза в год.
Дороже всего по стоимости изделия, монтажа и обслуживания обходится рельсовая система, далее в импровизированном рейтинге расположилась подвесная система, ну а самый дешевый вариант – консольные ворота. В первую пятилетку консоль требует меньше всего внимания и материальных вложений.
Подводя итоги, можно констатировать, что зачастую именно консольные ворота с расположением балки внизу или посредине устанавливаются в частном секторе. Но имейте в виду, что подвесные конструкции могут прослужить несколько десятилетий. Даже до сих пор встречаются работоспособные примеры, смонтированные 50-60 лет назад.
Чертежи и схемы
В качестве примера будет рассмотрен вариант консольной системы с расположением привода в нижней части. В зависимости от месторасположения привода и от стороны открывания эскизы могут незначительно отличаться.
Непосредственно створка ворот крепится к металлическому каркасу, который представляет собой раму, изготовленную либо из металлопрофиля, либо из стальной трубы. К металлическому каркасу приваривается направляющая. Зачастую она представлена в качестве зубчатой рейки, особенно это касается конструкций с электроприводом. Внутрь направляющей балки вмонтировано роликовое основание. Как правило, в консольной системе под роликовым основанием имеются в виду каретки на колесиках.
Направляющая, перемещаясь вправо-влево, передвигает створку ворот в соответствующую сторону, тем самым открывая или закрывая въезд. Поскольку вся сила тяжести створки перемещается на балку и на роликовое основание, для минимизации нагрузки монтируется разгрузочный ролик и улавливатель в нижней части полотна. Благодаря этому в закрытом состоянии консольные ворота не провисают. В некоторых изделиях разгрузочный ролик и улавливатель дополнительно устанавливаются с противоположной стороны, что обеспечивает удержание ворот в открытом состоянии.
Фиксирование воротного полотна в верхней части обеспечивается за счет улавливателя и балки с каретками. Для того чтобы грязь и пыль не попадали внутрь конструкции, используется боковая заглушка. Опорные столбы в обязательном порядке должны быть смонтированы из прочного железобетонного основания, кирпича или из металлической трубы. Особое внимание уделяется и фундаменту для нижней направляющей, в противном случае вся конструкция рухнет под тяжестью собственного веса. Велика вероятность порчи имущества, в том числе и чужого, и риск нанесения увечий проходящим мимо людям.
Упомянутый ранее электропривод легко монтируется между каретками, зубчатая рейка фиксируется непосредственно к воротной створке, неподалеку размещается устройство управления, фотофиксаторы и спутниковая навигация.
Расчет материалов
Если предстоит демонтаж старых конструкций перед установкой откатных ворот, пристальное внимание следует уделить используемым ранее опорным столбам. Они могут быть изготовлены из металлопрофиля, кирпича с закладными либо из железобетона. Помните, что недопустимо отклонение опор, – они должны стоят строго вертикально, иначе створка ворот будет задевать фундамент. Если столбы покосились, это говорит только об одном: они неправильно закреплены в земле.
К слову, расстояние между фундаментом и забором рекомендуется оставлять минимальным, а лучше всего обустроить фундамент впритык к опорам.
Если опорные столбы соответствуют предъявленным требованиям, тогда на этом можно сэкономить. Если планируется установка с нуля, тогда потребуется две опоры. При выборе железобетонного основания принято воздвигать вертикаль с размерами 20х20 см, для основания из профильной трубы подойдет изделие с габаритами 60х40 см.
Размеры воротного полотна могут значительно отличаться. Это будет зависеть от свободного пространства вдоль забора, габаритов личного автотранспорта и от размеров участка. В большинстве случаев створка ворот имеет размеры равные 4400 см по длине и 2000 см по высоте.
Если на территорию участка периодически будут заезжать большегрузы, тогда высоту опоры, фундамент и расстояние необходимо рассчитывать, отталкиваясь от этого. Имейте в виду, даже небольшие грузовые машины способны разрушить фундамент.
Следует знать, что на величину воротной створки влияет ширина проезжей части: чем она уже, тем ширине должно быть полотно. Благодаря этому облегчается въезд-выезд на территорию.
При условии, что планируется передвижение только легкового транспорта нужно отталкиваться лишь от габаритов автомобиля. Допустим, ширина машины составляет 2 метра. К этому необходимо добавить небольшое расстояние, необходимое для беспрепятственного въезда-выезда: расстояние должно быть не меньше метра. Высота створки на частных участках редко когда превышает 2 метров.
Для грузовых автомобилей другие размеры. Важно, чтобы ограничителей по высоте не было, а ширина проезда составляла 4,4-5 метров. Полезно знать, что высота внедорожников редко превышается показатель 1,5 м, а у «Газели» он равен 2,5 м. Самым большим по высоте принято считать «КАМАЗ» и его аналоги: в этом случае верхняя планка высоты должна быть не менее 3 м.
Максимальный угол заезда обычно равен 45 градусам. Из этого следует, что расстояние между опорой и автомобилем в идеале не должно быть меньше 0,5 м. Длина противовеса при этом должна равняться 40-45% от ширины проема. Недопустимо, чтобы этот показатель был меньше 33%.
Важно учитывать, что на пути движения полотна не должны расти кустарники и деревья, не должно быть и мешающих построек.
Фурнитура
Если конструкция имеет стандартные размеры (4 метра в ширину и 2 метра в высоту) и обшита листами профнастила, то потребуется купить фурнитуру, которая сможет выдержать вес полотна, равный 400 кг. Соответственно, при увеличении длины полотна подбирается усиленная фурнитура.
Ролики в таком случае подойдут либо полимерные, либо металлические. Длина направляющей балки должна была 6 м, а ее сечение – 60х70 см. Имейте в виду, толщина стенок металлопрофиля не должна быть меньше 3,5-4 мм. Четырехметровый металлический каркас необходимо смонтировать с небольшим запасом.
Обычно специалисты рекомендуют, чтобы длина рамы равнялась 4200 см. Длина противовеса в таком случае, вычисленная по описанной ранее формуле, составит 1600 см.
Чтобы роликовое основание беспрепятственно передвигалось по направляющей, потребуются каретки. Для фиксации положения створок в открытом и закрытом положении монтируются концевые ролики и улавливатели. Как уже было отмечено ранее, для предотвращения попадания пыли и мусора устанавливаются заглушки.
В большинстве случаев применяется именно эта фурнитура. Незначительные изменения вносятся при использовании не консольной, а роликовой или подвесной системы. Для минимизации бокового качания в верхней части крепится плато с роликами, а в нижней части фиксация и перемещение осуществляется за счет несущей тележки.
Инструкция по изготовлению
Исходя из практики, проще всего своими руками сделать монтаж откатных ворот, перемещающихся на роликах по рельсу. При этом установка может быть выполнена из подручных материалов или с использованием покупной фурнитуры.
Необходимо отметить, что перед началом проведения работ потребуется чертеж будущих ворот. Важно, чтобы схема легко читалась. На ней должны быть нанесены все размеры, в том числе опор и фундамента, необходимая фурнитура, используемая в работе, а также детали, которые будут зависеть от месторасположения откатной системы. К слову, многие потребители, не желая использовать механические способы открывания, покупают электроприводы до монтажа – это тоже должно быть отражено на эскизе.
Имейте в виду, самодельные ролики могут незначительно отличаться друг от друга, но даже минимальные отклонения способны нарушить работоспособность всей системы. С этой точки зрения лучше не экономить и заранее купить одинаковые заводские ролики.
Калитка может быть встроенной в ворота либо существовать отдельно от них. В первом случае пожилым людям и маленьким детям предстоит периодически поднимать ноги. Если это сделать неосторожно, то можно даже запнуться и нанести увечья. Если калитка будут смонтирована отдельно, то ее необходимо установить с противоположной стороны от открывания створок, чтобы воротное полотно не преграждало проход.
Совсем отказываться от калитки нецелесообразно, поскольку любой механизм рассчитан на открывание определенное количество раз. Если использовать откатные ворота в качестве калитки довольно часто, то привод выйдет из строя.
Установка откатных ворот начинается с подготовки основания. Но обо всем по порядку. Ниже будет представлена пошаговая инструкция.
Подготовительные работы
Очень важно, чтобы на пути следования створки ворот не росли никакие кустарники и деревья. Если посажены какие-то насаждения, их придется либо пересадить, либо выкорчевать.
Хозпостройки, бани и туалеты, мешающие открыванию воротного полотна, придется демонтировать. Землю со склона потребуется убрать, чтобы створка свободно перемещалась, не задевая поверхности земли.
После того как местность очищена, предстоит заливка фундамента. На первое время из инструментов понадобятся лопаты, рулетка, лазерный дальномер и садовый бур.
Если под рукой окажется мотобур, тогда работа будет выполнена быстрее.
Во время обустройства территории подвесными откатными воротами фундамент не нужен, достаточно вырыть ямки для опор при планировании установки металлических столбов. Для этого размечается на земле месторасположение будущих отверстий при помощи рулетки или с использованием специнструмента. Расстояние между опорами должно соответствовать указанным ранее габаритам.
Как правило, ворота устанавливаются в последнюю очередь, а значит, на участке уже смонтирован забор. К крайним опорам привязывается металлическая леска, через нее подвешивается металлическая цепочка с утяжелителем. По нему выставляется и проверяется ровность ям относительно забора.
К сожалению, конструктивные особенности мотобура не позволяют его нарастить, а для того чтобы углубить металлические трубы в землю, предстоит вырыть 1,5 метра. Если через проезд периодически будут проезжать большегрузы, высота опор может быть увеличена. Таким образом, в землю потребуется заглубить металла пропорционально выступающей надземной части.
В данном случае легче всего производить выкопку с применением садового бура, поскольку его можно нарастить. После прохождения плодородного слоя начнется либо глина, либо каменистое основание.
В первом случае потребуется заливка воды. Бур будет легче входить в такую почву, но вытаскивать ее на поверхность станет сложнее. А во втором варианте предстоит избавиться от камней. Особо крупные экземпляры потребуется сломать ломиком или арматурой.
Диаметр будущих лунок должен соответствовать металлическому профилю или стальной трубе. Чем больше диаметр или размер трубы, тем больше должно быть отверстие. Но помните, что при этом потребуется больше цементно-песчаной смеси и щебня.
Высоту отверстий легче всего проверять либо рулеткой, при этом ее длина должна быть 5-10 м, либо специальной лазерной указкой. Таких лунок потребуется сделать от 2 до 4 штук в зависимости от наличия или отсутствия калитки, а также отталкиваясь от функциональных особенностей конструкции.
Если нарастить садовый бур не получится или возникают сложности с углублением, тогда металлическую опору необходимо забить с помощью кувалды. Еще одним вариантом выхода из сложившейся ситуации можно считать ямобур. Буровая машина за короткое время сделает необходимое отверстие.
Металлические столбы необходимо закрепить в земле. Но прежде на дно укладывается «подушка» – слой щебня. Камень в этом случае выступает в качестве дренажа, ведь благодаря такому подходу вода не будет застаиваться и разрыва трубы не произойдет.
Некоторые специалисты рекомендуют окрашивать металлические трубы перед опусканием в ямку, а кто-то сооружает специальный «стакан» из пластиковых труб. Такие операции оправданы при условии, что грунтовые воды располагаются в относительной близости.
Кирпичные и железобетонные опоры должны иметь закладные, зачастую достаточно трех штук. При размещении сверху и снизу достаточно отступить 200-250 мм, последнюю закладную устанавливают на равноудаленном расстоянии от крайних. Впоследствии к ним будут крепиться некоторые детали.
Для закладных достаточно взять стальной лист с размерами 100х100 мм, толщина изделия не должна быть меньше 5-6 мм.
Следующий этап предполагает использование бетономешалки для создания цементно-песчаного концентрата. В каких пропорциях разводить цемент и песок, обычно указывается на мешках. Если этой информации нет, тогда достаточно на 2 кг цемента добавить 6 кг песка. Дополнительно добавляется 12 кг заполнителя и 2 литра воды.
Вымешивать субстанцию нужно тщательно, никаких комочков оставаться не должно. Если бетономешалки в наличии нет, то эту процедуру предстоит выполнить при помощи обыкновенной дрели и спецнасадки.
После этого бетон выливается в ямки. Помните, нужно следить за ровностью столбов. Высыхание – это процесс длительный. При высоких показателях температуры полное высыхание достигается за неделю, а если цементирование производиться в холодное время года – до месяца.
При монтаже рельсовых откатных ворот предстоит заливка фундамента между пролетом и вдоль забора на величину воротного полотна. Для начала выкапывается траншея впритык к забору. Ее габариты должны быть равны 50 см в ширину и 100 см в глубину. Длина траншеи будет равна удвоенной длине створки ворот.
При желании можно сделать опалубку. Если она будет для временного пользования, тогда в ход пускаются листы фанеры, старые доски и остатки ДСП. Если планируется многократное использование, то придется приобрести влагостойкие качественные стройматериалы.
Изготовление щитов нужно делать на земле, а после создания опалубки погружать ее в траншею. Крепление досок осуществляется при помощи саморезов и шуруповерта, допустимо использование гвоздей и молотка. В землю вбиваются колышки, по периметру натягивается веревка.
На дно траншеи укладывается небольшой слой щебня и песчаная подушка, для хорошей фиксации цемента потребуется армирование. Специалисты рекомендуют использовать арматуру под номером 10. Сварить ее можно своими руками любо купить готовую армирующую сетку и связать ее мягкой проволокой.
Для рельсовых откатных ворот на металлокаркас потребуется уложить направляющий рельс. В качестве рельса может выступать швеллер. Важно при этом уложить его перевернутым вниз и выставить параллельно с землей. Впоследствии к этой направляющей будет закреплена каретка.
Что касаемо фундамента для консольных ворот, то его обустраивают в относительной близости от опорного столба. Длина конструкции будет в два раза меньше ширины пролета, чаще всего достаточно 2 м. Глубина будет зависеть от расположения грунтовых вод и от уровня промерзания грунта. Не забывайте про укладку швеллера.
При выливании бетона в траншею постарайтесь не залить швеллер. Имейте в виду, стяжку необходимо в этот момент штыковать, благодаря этому будет выпущен лишний воздух. Первые дни бетонное основание нужно проверять и время от времени смачивать.
Важно, чтобы за время, отведенное для высыхания, бетон не растрескался, в противном случае его прочность будет минимальной.
В отличие от распашных ворот, где требуется два привода, при автоматизации откатной системы приобретается один двигатель. Но необходимо напомнить, что для облегчения работы конструкции допустимо использование двух створок и потребуется оснащение вторым электроприводом с противоположной стороны.
Автоматические ворота можно смонтировать, купив комплект необходимых деталей и механизмов в специализированном магазине, либо, имея определенный навык и опыт, изготовить своими руками.
Автоматика позволяет открывать ворота при помощи пульта управления, не выходя из машины или напрямую из дома. Существует две разновидности пультов с плавающим и с фиксированным кодом.
В первом случае комбинацию цифр подобрать злоумышленникам практически невозможно. У фиксированного кода считать комбинацию могут квартирные взломщики. Также велика вероятность случайного открывания при совпадении сигнала. Другими словами, если проходящий мимо человек нажал на кнопку автосигнализации, или кто-то в соседнем доме включил пультом люстру, то шифр может совпасть, и произойдет открытие ворот. Поэтому нужно хорошо подумать перед покупкой электросистемы, какую лучше взять, но экономить в этом вопросе нецелесообразно.
Но все-таки основной деталью является двигатель. Он бывает с цепной подачей сигнала и с роликовой. Двигатель необходимо подбирать с учетом специфики участка: если на территории установлен счетчик с тремя фазами, то и двигатель желательно приобрести трехфазный.
Очень важно, чтобы его обмотки имели соединение по типу «звезда». Благодаря этому можно будет исключить ряд проблем, возникающих при работе привода. Устройство будет работать с максимальной мощностью, а значит, и с хорошей эффективностью.
В качестве альтернативы может выступать однофазный двигатель. При этом важно, чтобы он был конденсаторного типа. Главной его особенностью считается невысокая работоспособность, в том числе и при запуске механизма. Мощность агрегата не должна быть ниже 1-2,5 кВт. Зависеть она будет от веса воротной створки.
Показатель частоты вращения – от 500 до 1000 оборотов в минуту. Невысокие показатели позволяют избавиться от значительной нагрузки, в том числе и на основание ведущего вала.
При использовании редукторов одноступенчатого типа потребуется приводное колесо. Оно не должно совершать свыше 100 вращений в минуту. Из этого следует, что показатель входящего крутящегося момента должен соответствовать показателю вращения двигателя.
Допустимо использование дешевых аналогов, но имейте в виду, что кинематическая схема при этом не должна иметь плохих соединений. Альтернативой двигателю может служить работающий мотор от стиральной машины. Такие изделия зачастую выбрасываются на свалку, а значит, двигатель можно достать и вовсе бесплатно.
Перед подключением двигателя потребуется определить, где располагаются концы обмотки. В этом поможет прибор под названием мультиметр. Большие показатели сопротивления будут у обмотки пускового типа.
Муфта жесткого или полужесткого типа необходима для фиксации редукторного вала с мотором. В первом случае корпус напоминает гильзу, соединение происходит за счет различных отверстий и специальных канавок. В полужесткой муфте соединение обеспечивают два фланца и резиновые элементы.
Заменой редуктору может служить передача ременного типа. Ременная передача работает на подшипниках, которые располагаются на независимом вале.
Имейте в виду, вал необходимо выставить строго по центру, иначе трансмиссии не будут работать должным образом. Ременную передачу очень сложно собирать.
Монтаж
В первую очередь изготавливается металлическая рама, которая должна полностью закрывать проем. Делают ее из профильной трубы необходимого сечения, которое зависит от веса будущей конструкции. Для того чтобы сделать эту работу самому, потребуется угловая шлифовальная машина, которую в народе именуют «болгаркой», и сварочный аппарат.
Металлический каркас может быть оснащен калиткой, но в то же самое время не возбраняется сделать ее отдельно. Не забывайте при этом смонтировать запор. Стоит заметить, что для отдельно стоящей калитки потребуется дополнительная опора.
Некоторые люди считают, что автоматику правильно устанавливать в момент монтажа откатных ворот, а не спустя какое-то время, поскольку можно на месте исправить некоторые погрешности.
Если электродвигатель устанавливать на уже работающие ворота, некоторые элементы придется демонтировать, а это ведет к дополнительным тратам.
Когда автоматика делается из подручных средств, то на редукторный вал крепится велосипедная звездочка. Если такой детали нет под рукой, подойдет звездочка от мотоцикла. Впоследствии на этот элемент устанавливается соответствующая цепь. Закрепляют ее по всей воротной створке строго в горизонтальной плоскости. Когда вращается звездочка в одну из сторон, ворота либо открываются, либо закрываются.
Двигатель крепится к металлической раме, которую изготавливают из стали. Раму необходимо установить на высохший фундамент и прочно зафиксировать. Чем прочнее будет соединение, тем дольше прослужит вся конструкция.
При выборе редуктора необходимо обращать внимание на высоту вращения по оси. В зубчатом колесе затяжка по оси осуществляется буртиками. От фиксации колеса в направлении по оси зависит высота буртиков. Поэтому велика вероятность того, что потребуется сооружение двухуровневого основания для того чтобы уместить редуктор с мотором.
Для соединения редуктора с мотором применяются болты и спецгайки. Основание под ними должно быть ровным и выполненным из прочного материала. Для того чтобы было легко регулировать положение двигателя, под опорой делаются небольшие отверстия.
Дополнительную направляющую устанавливают на воротной створке, на высоте от 50 см до 80 см от основания. К этой балке крепится зубчатая рейка. Концы ее защищают заглушками, благодаря чему пыль и мусор не будут забиваться внутрь. Направляющая должна быть качественно приварена к воротам.
Для того чтобы цепь не растягивалась, изделие оснащают спецроликом с жесткой пружиной. Некоторые люди устанавливают на последнем звене цепи деталь с проушинами – это обеспечивает подтягивание цепи в момент открывания-закрывания.
Не только подвесные ворота отличаются расположением роликов в верхней части конструкции. Установить такие элементы вверху потребуется и для рельсовых ворот. Верхний ролик обеспечивает фиксацию створки, благодаря чему воротное полотно выдержит ветровую нагрузку.
Прижимные ролики крепятся к нижней части створки, после чего легко перемещаются на рельсе. Важно при покупке роликового основания обращать внимание на стальные изделия с закрытыми подшипниками. Они должны выдерживать вес ворот.
Также не стоит забывать и об ответных роликах, которые крепятся на противоположной стороне.
Важно перед подключением автоматики проверить работу конструкции. При открывании или закрывании воротной створки ничего не должно мешать, а ворота не должны прогибаться от собственного веса. Не забывайте о монтаже улавливателей, которые позволят воротам закрываться, не меняя траектории движения.
Для соединения элементов автоматики, для фиксации швеллера с направляющей, а также для установки рейки с зубьями применяется сварка. Привод, установленный на швеллер, закрепляется болтами. Дырки на швеллере предварительно необходимо высверлить. Для этого подойдут простые сверла по металлу.
Далее предстоит установить выключатели концевого типа. Они бывают магнитными или механическими. Первый вариант работает и в плохую погоду. Магнит монтируется непосредственно на зубчатую рейку. В принципе работы второго варианта основной акцент отведен пружине.
Вся настройка производится согласно инструкции от завода-производителя. Конструкция откатных ворот дополнительно включает в себя не только звуковую сигнализацию, но и сигнальную лампу и несколько фотоэлементов.
Фотофиксация позволяет устройству не закрывать створку ворот, если на пути движения имеются посторонние предметы, в том числе автомобили или животные. Это очень важно, если в семье есть маленькие дети. К сожалению, без фотоэлементов велика вероятность нанесения травм.
Спутниковая система позволяет открывать откатные ворота заранее, приближаясь к дому за несколько метров можно открыть не только воротное полотно, но и поворотно подъемный механизм в гараже. Благодаря этому существенно экономиться время, поскольку выходить из машины не нужно.
Декор
Кованые откатные ворота считаются прочными, долговечными и красивыми. Они прекрасно сочетаются с кирпичными или с каменными заборами и опорами, а также с деревянными вставками.
При этом они могут быть как открытого, так и закрытого типа. Металлические узоры заметно украшают лицевую сторону забора. Они могут быть изготовлены по специальным эскизам, тем самым подчеркивая индивидуальность и вкусы хозяина. Но в то же время дорогие ворота могут привлечь злоумышленников, поскольку недвусмысленно намекают на финансовое положение владельца недвижимости.
В целях удешевления изделия кованые ворота могут быть изготовлены по типовому чертежу. Здесь зачастую применяется технология прямого проката. Каких-либо украшений и вензелей не предусмотрено, только классическое оформление.
Поскольку ворота устанавливаются на улице, очень важно, чтобы на этапе производства они были обработаны. Для этого применяется холодное оцинкование. Сварные швы зачищаются, обрабатываются грунтовкой и красятся. В качестве лакокрасочного покрытия используется спецэмаль любого цвета.
Любители деревянных конструкций закрепляют на металлический каркас обработанную древесину. С точки зрения утяжеления конструкции это не совсем оправдано, поскольку может сильно повлиять на опорные столбы и на другие элементы.
Меньше весят листы профнастила и евроштакетник. Они крепятся к металлической раме при помощи специальных метизов и шуруповерта. Допустимо использование заклепочника. Заклепки прижимают металлические листы с большей эффективностью, чем саморезы. Саморезы можно скрутить, а заклепки демонтировать проблематично.
Большое распространение на Западе имеют сэндвич-панели. Они отличаются небольшим весом, легкостью монтажа и доступной ценой. В магазинах встречаются изделия коричневого или белого цвета.
Не стоит забывать и об аэрографии. Рисунок делает профессиональный художник при помощи спецоборудования. Стоимость его работ, конечно, зависит от сложности рисунка.
В целях экономии можно приклеить специальные типографские картины. Объемные 3D наклейки выделяют и, в то же время, маскируют ворота.
Советы по эксплуатации
Для того чтобы откатные ворота прослужили как можно дольше, следует проезжать только через свободный пролет. Из этого следует, что никаких мешающих проезду предметов быть не должно, в том числе недопустимо попадание чужеродных элементов внутрь конструкции.
Важно обращать внимание на звук, возникающий при открывании или при закрывании створки. Это может свидетельствовать о предстоящей порче изделия, а значит, потребуется своевременная профилактика и регулировка.
Регулировка подразумевает периодическую смазку движущихся механизмов конструкции. Для того чтобы на металлических деталях не возникало ржавчины, необходимо раз в триместр обрабатывать их специальным средством – WD-40 или, как его называют в народе, «вэдэшкой».
Смазку и осмотр двигателя производят каждый год. Для этой операции желательно вызывать специально обученного человека, в противном случае ответственность за результат ложится на плечи хозяина.
В зимнее время года потребуется следить за чистотой рельса и направляющих. Недопустимо обледенение роликового основания и других частей, влияющих на работу откатных ворот. Периодически нужно подкручивать болты и саморезы.
Кабельная система должна быть защищена от атмосферных осадков. Не нужно забывать проверять ее работоспособность каждые 3-4 месяца, чтобы откатные ворота можно было открывать и без электричества. В противном случае попасть на территорию участка при обесточивании не получиться.
О том, как сделать откатные ворота своими руками, смотрите в следующем видео.
Какой замок поставить на откатные ворота?
Выбор замка для откатных ворот зависит от нескольких факторов, таких как размер и вес ворот, уровень безопасности, удобство использования и т.д. В качестве замков для откатных ворот могут использоваться механические и электронные замки, а также комбинации из нескольких типов замков.
Например, для легких и небольших откатных ворот можно использовать простые замки на ключ или врезные замки, а для более крупных и тяжелых ворот, которые требуют повышенного уровня безопасности, можно использовать замки с кодовым замком или смарт-замки, которые управляются с помощью мобильного приложения.
При выборе замка для откатных ворот также необходимо учитывать его совместимость с другими элементами системы управления откатными воротами, такими как пульты дистанционного управления, датчики безопасности и т.д. Рекомендуется обратиться к специалистам для выбора подходящего замка и его установки.