Ландшафтная архитектура — Основы творчества в первой главе
Откройте для себя мир творчества в ландшафтной архитектуре через призму ее основных принципов! Наша новая публикация «Ландшафтная архитектура — Основы творчества в первой главе» расскажет вам, что это значит и как воплотить свои идеи в прекрасные ландшафтные композиции. Погрузитесь в процесс создания уникальных пространств природной гармонии вместе с нами.
-
Основные понятия
Ландшафтная архитектура это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и композиционного решения. Ландшафтная архитектура может быть определена как развивающаяся область современной архитектуры в самом широком ее понимании, т.е. как категория, означающая деятельность по пространственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную планировку в качестве наиболее высокого ее уровня.
Ландшафтное проектирование — один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.
Открытые пространства — преимущественно незастроенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом.1
Развитие ландшафтной архитектуры в качестве архитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самостоятельных направлений: собственно ландшафтной архитектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кроме традиционных объектов (парки, сады, открытые пространства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:
общее формирование среды в масштабе стран и регионов — ландшафтное планирование;
детальную организацию непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства — ландшафтный дизайн.
Ландшафтный дизайн — это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его повседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.
Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически.
Ландшафтное искусство — искусство создания антропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, травы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые сооружения, малые архитектурные формы, в том числе беседки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).
Мастерами ландшафтного искусства прошлого создавались прекрасные парки и дворцово-парковые ансамбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части общества. Они не занимались пространственной организацией крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные территории и др.) и тем более не принимали участия в решении задач целенаправленного формирования жизненной среды общества.
Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование связаны с решением социальных, градостроительных, экологических и многих других проблем и соответственно с рядом других наук и дисциплин. Каждая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения понятия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали понимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика природы. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф — ландшафт, а там, где все преобразовано, застроено, — не ландшафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение составляют ландшафты, только отличаются они различной степенью преобразованное™, нарушенности или, наоборот, окультуренности.
Исходные понятия современной ландшафтной архитектуры опираются на систему понятий фундаментальных наук о Земле, в частности, географии н ее отрасли ландшафтоведения.
Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низкого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 — 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).
Природный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-
руюшийся или сформировавшийся под влиянием природных процессов (Там же).
Антропогенный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятельности человека и природных процессов (Там же).
Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.
Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не испытывают прямого или косвенного воздействия человека. Раньше к девственным ландшафтам относили, например, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.
По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный — ландшафт, сознательно измененный людьми для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый в нужном для них состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды. Противоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой среды (в том числе психофизиологических свойств). Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозможно жить, отдыхать и пр.
Архитектурный ландшафт — это ландшафт, сформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется так же, как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт составляют здания, сооружения, природные компоненты. В нем всегда проявляются региональные природные особенности. Облик городов и сел предопределен расположением их в гористой или равнинной местности, наличием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт», «ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ландшафт производственной среды» и другие все прочнее входят в теорию и практику современного градостроительства.
Различные ландшафты (городские, сельские, рекреационные, мемориальные и пр.) составляют архитектурно-ландшафтную среду.
Архитектурно-ландшафтная среда — целостный совокупный объект ландшафтной архитектуры и соответственно ландшафтного проектирования. С точки зрения современных системно-экологических позиций понятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении — это все то, что находится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В связи с постоянным расширением сферы освоенных человеком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представлена в качестве ее подсистемы, формируемой преимущественно архитектурой, в частности ландшафтной.
При рассмотрении архитектурно-ландшафтных вопросов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами принимается как категория пространственная. Если выделять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понимания среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (городская среда) или среда парка (парковая среда) могут трактоваться как окружение человека и как пространство, организуемое для различных жизненных процессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).
Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.
-
Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, принцип целостности архитектурно-ландшафтной среды в качестве объекта архитектуры.
В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом, преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства.
Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходимы как дифференциация, так и интеграция знаний.
Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием, например, экологии (от специальной естественной науки о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов и среды к социальной экологии, которая исследует проблемы взаимодействия общества и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также взаимообусловленность архитектурно-ландшафтной и природоохранной деятельности, связь вопросов рационального преобразования и охраны ландшафтов. В этом отношении в ландшафтной архитектуре четко выделяются три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов.
В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка основ управления преобразованием окружающей среды.
Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Они заключаются в охране и улучшении исходных природных данных при проектировании ландшафтов, совершенствовании архитектурноландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей динамики прямых и обратных связей «объект — среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.
Таким образом, основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно рекреационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрезмерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны ценнейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.
Для того чтобы систематизировать архитектурноландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типологию объектов. Типология — это не только классификация каких-либо объектов, элементов, но и метод научного познания, изучения закономерностей развития объектов, возникновения новых их типов.
Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы можем говорить об архитектуре зданий и сооружений, городов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изолировать от природных предпосылок создания и функционирования (прямых или опосредованных через социально-экономические факторы).
Новым в ландшафтной типологии явилось представление о ландшафтной среде как целостном объекте архитектуры — системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при типологии мы исходим не из того, какие объекты нам нужны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостности системы открытых пространств, которые выступают объектами ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования.
С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитектора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное архитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с экономическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время — объектом специального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ландшафтов республики или республиканская схема отдыха и туризма. То же мы можем сказать про город — сложнейшую социально-пространственную и ландшафтную систему, вычленяя из которой определенную подсистему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.
Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитектуры, градостроительства, где ландшафтные вопросы стоят в общем ряду с экономическими, социальными, планировочными и многими другими и где ландшафтный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ландшафтный архитектор в коллективе специалистов выступает как ведущий, определяющий программу и методы решения этого объекта.
К первой группе объектов-элементов среды — относятся территория страны, республики, района (комплексные и отраслевые схемы и проекты районной планировки)2, населенные места, гражданские и промышленные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).
Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в состав комплексных градостроительных задач для названных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды; определение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирование, прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований; архитектурно-ландшафтная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.
Объекты собственно архитектурно-ландшафтной деятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).
Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их типам, так и по этапам работы с ними (разработка программы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функционирования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.
Системно-ландшафтный метод — ведущий в ландшафтной архитектуре — эффективен также и для архитектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддержании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Какие существуют архитектуры процессоров?
Существует множество различных архитектур процессоров, но наиболее распространенные из них включают:
-
Архитектура x86: это архитектура, используемая в большинстве персональных компьютеров и серверов. Она разработана компанией Intel и базируется на семействе процессоров Intel 8086, выпущенных в 1978 году. Эта архитектура используется в процессорах Intel и AMD, а также в многих других процессорах.
-
Архитектура ARM: это архитектура, разработанная компанией ARM Holdings. Она широко используется в смартфонах, планшетах, телевизорах, микроконтроллерах и других электронных устройствах. Процессоры на базе архитектуры ARM являются более энергоэффективными, чем процессоры на базе архитектуры x86, что делает их предпочтительными для мобильных устройств.
-
Архитектура Power: это архитектура, разработанная компанией IBM. Она используется в суперкомпьютерах, серверах, хранилищах данных и других высокопроизводительных системах. Процессоры на базе архитектуры Power обеспечивают высокую производительность и могут работать с большими объемами данных.
-
Архитектура RISC-V: это открытая архитектура, которая позволяет разработчикам создавать собственные процессоры на ее основе. Она получила широкое распространение в смартфонах, планшетах, IoT-устройствах и других устройствах с ограниченными ресурсами.
-
Архитектура MIPS: это архитектура, разработанная компанией MIPS Technologies. Она широко использовалась во встраиваемых системах, маршрутизаторах, телекоммуникационных оборудованиях и других устройствах. В настоящее время она уступила место архитектурам ARM и RISC-V.