Приветствую Вас на странице моего БЖ!

Ранее я упоминал о покупке зарядного устройства для предстоящего электромобиля и его установке. Существует множество подходов к организации защитного заземления.

Для правильного и безопасного функционирования зарядного устройства требуется наличие защитного заземления. О его организации и пойдет речь в этой статье.

Готовясь стать владельцем электромобиля, мне захотелось сделать ПРАВИЛЬНОЕ заземление у себя в гараже. Не «для галочки», а по всем канонам электротехники, или правильнее сказать — по всем канонам ПУЭ (Правила Устройства Электроустановок).

Существует масса методик организации защитного заземления. Наиболее простые из них — забить в землю три штыря арматуры, треугольником, с расстоянием между штырями в несколько метров, и соединить штыри между собой. Кто-то использует металлические уголки вместо арматуры, кто-то «кругляк», или что-то еще, но…

Хотелось воспользоваться современными, высокотехнологичными решениями, обеспечивающими надежность и длительный срок эксплуатации заземления.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Подготовка к монтажу защитного заземления в гараже.

Если говорить о самой технологии, то я остановился на модульной методике глубинного заземления, согласно которой в землю вбивается один стержень необходимой глубины (до нескольких десятков метров). Причем этот стержень не цельный, а составлен из необходимого количества стержней длиной 1,5 метра, скрученных между собой посредством муфтового соединения. Стержни как правило используются стальные, с различным защитным покрытием: от простого оцинкованного до более дорогого и долговечного — обмедненного.

Теория и практика по данной теме очень доходчиво описана в статье журнала «Сети и бизнес»: Стержневые системы заземления.

Из всего многообразия предложений, я остановил свой выбор на Польском оборудовании торговой марки «GALMAR». Приобретя весь необходимый набор комплектующих, принялся за монтаж.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Смотровая яма в гараже, она же — вход в подвал. В этом месте и будем забивать штырь заземления.

Выбор места вбивания штыря заземления не случаен: необходима возможность иметь запас высоты для установки вертикально самого штыря (1,5 метра), поверх него насадки SDS-MAX (0,25 метра), и сверху отбойный молоток (0,6 метра). Высоты потолка в подвале (1,9 метра) не хватало для выполнения данных монтажных работ. Пришлось вбивать штырь непосредственно в смотровой яме, что по итогу оказалось весьма удобным для выполнения данных работ.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Подготовка отверстия в бетонной стяжке стяжке в полу смотровой ямы. Углубление сделано такой глубины, чтобы дойти до грунта. Кирпичи предотвращают ссыпание керамзита в лунку.

Итак, что же собой представляет модульная система заземления «GALMAR». galmar.org/
Как пишут о ней на сайте производителя: Стержни из тянутой стали, гальванически покрытые чистой медью (99,9%), молекулярно и прочно сцепленной со сталью. Стальной стержень отличается высоким сопротивлением растяжению 600 Н/мм², предоставляющем возможность забивания его на большую глубину с помощью отбойного молотка. Медное покрытие толщиной не менее 0.250 мм обеспечивает сохранность забитого в грунт стержня на протяжении не менее 30 лет. Концы стержней имеют резьбу, нанесенную методом накатки и позволяющую соединять их друг с другом с помощью соединительной муфты — для создания заземлителя большой длины.

Характеристики стержня заземления Galmar:
Материал – сталь омедненная;
Толщина медного покрытия – 0,25 мм;
Длина – 1,5 м;
Диаметр – 14,2 мм;
Вес 1 стержня – 1,85 кг;
Резьба: 5/8″
Производитель — GALMAR, Польша.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Стержни системы заземления GALMAR.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Комплект оборудования, необходимый для монтажа системы заземления GALMAR.

Помимо самих стержней, для монтажа заземления потребуются следующие аксессуары (см.фото):
1 — конический стартовый наконечник;
2 — латунные соединительные муфты;
3 — зажим крестообразный, профильный, медь;
4 — головка для забивания стержней (болт);
5 — насадка SDS MAX для отбойного молотка.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Комплект оборудования GALMAR: 1 — конический стартовый наконечник; 2 — латунные соединительные муфты; 3 — зажим крестообразный, профильный, медь; 4 — головка для забивания стержней (болт).

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Насадка SDS MAX для отбойного молотка.

Также, для соединения стержней при помощи латунных муфт, необходимо использовать специальные антикоррозионные токопроводящие смазки, которые способствуют снижению переходного сопротивления на стыках, и увеличивают срок службы системы заземления.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

1 и 2 — антикоррозионные токопроводящие смазки; 3 — гидроизоляционная лента.

Тщательно смазываем все резьбовые соединения токопроводящей смазкой, накручиваем стартовый наконечник и муфту на первый стержень. Готовим его к забиванию в землю.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Стержни заземления Galmar с накрученными стартовым наконечником и муфтами.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Первый стержень готов к забиванию в землю.

Самый интересный процесс вбивания стержней в землю остался не запечатлен на фото/видео, т.к. двух рук едва хватало на то, чтобы держать вертикально сам штырь, поверх которого, в головку болта была установлена насадка SDS-MAX для отбойного молотка, ну и сам отбойник — популярный Bosch GSH 11 E, весом 10кг.

Главное в этом деле не спешить — не давать максимальные обороты на отбойнике и не пытаться опередить события. Стержни (особенно первый) входят в землю как в масло. Если на пути стержня попадается камешек, то наконечник его разбивает, и стержень движется дальше в глубь. Но тут главное тоже не торопить события, и не врубать всю скорость, т.к это чревато перегревом наконечника, муфт, болта, насадки и самого отбойника.

Говорят, что при прикладывании чрезмерных усилий, муфты могут лопаться… тогда вся работа на смарку… штырь из глубины уже ни как не вытянуть… только забивать рядом новый. Но, я не спешил, и все прошло удачно. На вбивание одного штыря уходит от 2 до 7 минут чистого времени забивания. Это зависит от того, какой по счету штырь (первый — 2 минуты, седьмой — 7-10 минут).

После вбивания каждого штыря производится контрольный замер сопротивления заземления. Для этого к штырю прикручивается токосьемный провод, подключенный к измерительному прибору.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

К стержню подключен провод для измерения сопротивления заземления.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Измерение сопротивления контура заземления.

Для измерения сопротивления заземления использовался специальный прибор Ф4103-М1.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Ф4103-М1 — Измеритель сопротивления заземлений

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

На обратной стороне крышки — инструкция по применению прибора Ф4103-М1

Для измерения сопротивления заземления, к прибору необходимо подключить сам контур заземления (в нашем случае стержень, вбитый в землю), а также подключить два дополнительных зонда. Они представляют собой два металлических стержня из стальной полосы 5х25мм, длиной около 0,5 метра каждый. Один зонд называется «потенциальным», и его необходимо вбить в землю на расстоянии не менее 10 метров от испытуемого контура заземления. Второй зонд — «токовый», вбивают на расстоянии около 20 метров. В результате получилась вот такая схема размещения зондов:

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Схема расположения измерительных зондов для замера сопротивления заземления.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Расположения измерительных зондов: 1-потенциальный; 2-токовый; 3-провода от зондов идут к измерительному прибору.

Согласно ПУЭ (Правила Устройства Электроустановок): при удельном сопротивлении грунта до 100 Ом·м, сопротивление заземляющего устройства должно быть НЕ более, Ом:
2 Ом — для установок напряжением 660/380 В;
4 Ом — для установок напряжением 380/220 В;
8 Ом — для установок напряжением 220/127 В.
Источник: www.elmashprom.com/news/s…ye-zazemleniya-norma.html

Т.е. для самого жесткого случая, в идеале, сопротивление заземления хотелось бы получить 2 Ома. Ну в худшем случае — 4 Ома.

Итак, подключив прибор к штырю заземления и к зондам, откалибровав его согласно прилагаемой к нему инструкции, провожу первое измерение. Барабанная дробь…

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Измерение сопротивления заземляющего устройства, после вбивания первого штыря на глубину около 1 метра в землю.

Фото в бортжурнале KIA Soul EV (2G)

Полный размер

Rзу=135 Ом. Нижняя шкала, предел измерения 300 Ом.

Итак, первый стержень, вбитый на глубину около 1 метра в землю демонстрирует результат: сопротивление Rзу=135 Ом. До желаемой цели в 2 Ома еще о-о-очень далеко… Сколько нужно будет вбить штырей предсказать сложно. У меня было в наличии 9 стержней. Брал с запасом, с договоренностью возврата поставщику неиспользованных комплектующих (стержней, муфт, болтов).

Продолжение следует…

Где нужны розетки с заземлением?


Розетки с заземлением требуются для безопасности и электробезопасности во всех помещениях, где используется электрическое оборудование с заземленным корпусом. К таким помещениям относятся:

  1. Кухни — розетки с заземлением обязательны на кухне, где используются бытовые приборы, такие как холодильники, плиты, духовки, микроволновые печи и т.д.

  2. Ванные комнаты — розетки с заземлением необходимы в ванных комнатах, где установлены стиральные машины, сушилки для волос, электрические бойлеры и другие электроприборы.

  3. Гаражи и мастерские — в этих помещениях используются инструменты и оборудование, которые могут иметь заземленный корпус, поэтому розетки с заземлением необходимы для безопасного подключения электроприборов.

  4. Комнаты с компьютерами и электроникой — в комнатах, где используются компьютеры, телевизоры, звуковые системы и другая электроника, требуются розетки с заземлением для безопасного подключения этих приборов.

  5. Офисы и коммерческие помещения — розетки с заземлением обязательны в офисах и коммерческих помещениях, где используется электронное оборудование и инструменты.

  6. Лаборатории и медицинские учреждения — в лабораториях и медицинских учреждениях розетки с заземлением используются для безопасного подключения электрических приборов и оборудования.

Кроме того, розетки с заземлением также рекомендуется устанавливать в любых помещениях, где могут возникнуть непредвиденные ситуации, например, в случае перегрузки электрической сети, короткого замыкания или попадания воды на электрические приборы.

Видео. Заземление за 15 МИНУТ!

Добавить комментарий