Здравствуйте, уважаемые читатели сайта . Продолжаем разбираться с магнитным пускателем и сегодня мы рассмотрим еще одну классическую схему подключения магнитного пускателя, которая обеспечивает реверс вращения эл. двигателя.

Такой подход используется главным образом там, где требуется обеспечить двунаправленное вращение электрического двигателя, как, например, на сверлильном станке, грузоподъемном кране, лифте и других устройствах. На первый взгляд может показаться, что подключение реверсивного пускателя гораздо более сложное, чем схема с одним пускателем, но это впечатление обманчиво.

На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.

В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3

, магнитного пускателя
КМ2
, и немного видоизменилась
силовая часть
подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.

Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2

и
КМ2.2
, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях
КМ1
и
КМ2
.

Контактная приставка для магнитного пускателя

Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, про

Исходное состояние схемы.

При включении автоматического выключателя QF1

фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей
КМ1
и
КМ2
и там остаются дежурить.

Рабочее состояние схемы реверсивного магнитного пускателя

Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управления SF1

и кнопку
SB1
«Стоп» поступает на контакт
№3
кнопок
SB2
и
SB3
, вспомогательный контакт
13НО
пускателей
КМ1
и
КМ2
, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.

Монтажная схема цепей управления реверса эл. двигателя

Устройство магнитного пускателя для реверсного пуска

Стандартный пускатель состоит из следующих компонентов:

  • сердечник с закрепленной на нем катушкой индукции;
  • якорь с механизмом перемещения контактных групп;
  • корпус, обеспечивающий целостность конструкции вместе с защитой от внешних воздействий.

При подаче (отключении) тока питания движением якоря замыкаются (отсоединяются) соответствующие контакты силовых цепей. Реверсивные модификации создают из двух обычных пускателей, установленных на одной монтажной панели. Дополнительными проводниками обеспечивается блокировка, препятствующая одновременному включению двух изделий.

К сведению. В некоторых моделях блокировка организована с применением специальных механических приспособлений.

В этом варианте используют отдельные клавиши, которые инициируют вращение ротора в прямом и обратном направлении. Первый рабочий режим сопровождается шунтированием контактной группой «КМ1» соответствующей цепи. Если нажать после этого клавишу «Назад», ничего не произойдет.

Для активизации обратного вращения следует сначала остановить двигатель, чтобы исключить поломку. Нажатием «Стоп» (С – на рисунке ниже) отключают питающее напряжение 380 V. После можно подать ток в нужные обмотки через силовые контактные группы «КМ2».

Работа цепей управления при вращении двигателя влево.

При нажатии на кнопку SB2

фаза «А» через нормально-замкнутый контакт
КМ2.2
поступает на катушку магнитного пускателя
КМ1
, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты
замыкаются
, а нормально-замкнутые
размыкаются
.

При замыкании контакта КМ1.1

пускатель встает на
самоподхват
, а при замыкании силовых контактов
КМ1
фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.

Движение фазы при срабатывании магнитного пускателя КМ1

Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.2

, расположенный в цепи питания катушки пускателя
КМ2
, размыкается и не дает включиться магнитному пускателю
КМ2
пока в работе пускатель
КМ1
. Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.

На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.

Пример схемы управления магнитным пускателем

Схема подключения реверсивного пускателя

Электромагнитный пускатель являет собой низковольтное комбинированное электромеханическое приспособление, специализированное для запуска трёхфазных электродвигателей, для обеспечения их постоянной работы, для отключения питания, а в некоторых случаях и для охраны цепей электродвигателя и иных подключённых цепей. Определённые двигатели обладают функцией реверса мотора.

По сущности, электромагнитный пускатель — это улучшенный, изменённый контактор. Но более компактный, нежели контактор в обычном понятии: легче по весу и рассчитан непосредственно для работы с двигателями. Определённые модификации магнитных пускателей опционально оборудованы тепловым микрореле аварийного отключения и защитой от обрывания фазы.

Для управления запуском мотора путём замыкания контактов устройства предназначается клавиша или слаботочная группа контактов:

  • с катушкой на определённое напряжение;
  • в некоторых случаях — и то и другое.

В пускателе за коммутирование силовых контактных отвечает непосредственно катушка в металлическом сердечнике, к которой прижимается якорь, давящий на контакты и замыкающий цепь. При выключении питания катушки возвратная пружинка перемещает якорь в противоположное положение — цепь размыкается. Каждый контакт находится в дугогасительной специальной камере.

Работа цепей управления при вращении двигателя вправо.

Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2

.

Но прежде чем нажать кнопку «Вправо

» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «
Стоп
» остановить прежнее вращение.

При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1

, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель
М
от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:

Нажимаем кнопку SB3

и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт
КМ1.2
поступает на катушку магнитного пускателя
КМ2
, пускатель срабатывает и через свой контакт
КМ2.1
встает на самоподхват.

Своими силовыми контактами КМ2

пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель
М
станет вращаться в другую сторону. При этом контакт
КМ2.2
, расположенный в цепи питания пускателя
КМ1
, разомкнется и не даст пускателю
КМ1
включиться пока в работе пускатель
КМ2
.

Работа цепей управления при движения вправо

Общая схема реверса электродвигателей

В промышленности и сельском хозяйстве нашли широкое применение различные типы трехфазных асинхронных электродвигателей. Они устанавливаются в электроприводах оборудования, служат составной частью автоматических устройств. Трехфазные агрегаты завоевали популярность, благодаря высокой надежности, простому обслуживанию и ремонту, возможности работы напрямую от сети переменного тока.

Специфика работы устройств, работающих с электродвигателями, предполагает необходимость изменения направления вращения вала, называемого реверсом. Для таких ситуаций разработаны специальные схемы, в состав которых включены дополнительные электрические приборы. Прежде всего, это вводный автомат, имеющий соответствующие параметры, контакторы (2 шт.), тепловое реле и элементы управления в виде трех кнопок, объединенных в общий кнопочный пост.

Для того чтобы вал начал вращаться в противоположную сторону, необходимо изменить расположение фаз подаваемого напряжения. Необходим постоянный контроль над значением напряжения, поступающего на электродвигатель и катушки контакторов. Непосредственное выполнение реверса в трехфазном двигателе осуществляется контакторами (КМ) № 1 и № 2. При срабатывании контактора № 1, фазы поступающего напряжения будут располагаться иначе, нежели при срабатывании контактора № 2.

Советуем изучить Гост 24606.3-82 изделия коммутационные, установочные и соединители электрические. методы измерения сопротивления контакта и динамической и статической нестабильности переходного сопротивления контакта (с изменениями n 1, 2)

Для управления катушками обоих контакторов предусмотрены три кнопки – ВПЕРЕД, НАЗАД и СТОП. Они обеспечивают питание катушек в зависимости от расположения фаз. Порядок включения контакторов влияет на замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала двигателя в каждом случае происходит строго в определенную сторону. Кнопку НАЗАД необходимо только нажать, но не удерживать, так как она сама оказывается в нужном положении под действием самоподхвата.

На всех трех кнопках установлена блокировка, предотвращающая их одновременное включение. Несоблюдение этого условия может привести к возникновению в электрической цепи короткого замыкания и выходу из строя оборудования. Для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный в соответствующем контакторе.

Силовые цепи.

А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ1

выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку
№1
, фаза «В» на обмотку
№2
, и фаза «С» на обмотку
№3
. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ2

выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через
средний
контакт подается на обмотку
№3
, а фаза «С» через крайний
левый
подается на обмотку
№2
. Фаза «А» остается без изменений.

А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.

Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого

контакта пускателя
КМ1
и перемычкой заводится на вход
левого
контакта пускателя
КМ2
. Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя
КМ1
фаза «А» поступает на обмотку
№1
двигателя
М
— здесь переброса фазы нет.

Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего

контакта пускателя
КМ1
и перемычкой заводится на
правый
вход пускателя
КМ2
. С правого выхода
КМ2
фаза перемычкой заводится на правый выход
КМ1
, и тем самым, встает на место фазы «С». И теперь на обмотку
№3
, при включении пускателя
КМ2
будет подаваться фаза «В».

Обвязка силовых контактов пускателей на реальных элементах

Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого

контакта пускателя
КМ1
и перемычкой заводится на
средний
вход пускателя
КМ2
. С выхода
среднего
контакта
КМ2
фаза перемычкой заводится на
средний
выход
КМ1
, и тем самым, встает на место фазы «В». Теперь на обмотку
№2
, при включении пускателя
КМ2
будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.

Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака».

Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок. И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.

Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1

в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою. Теперь не отключая пускатель
КМ1
мы включаем пускатель
КМ2
. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя
КМ1
. Произойдет
межфазное замыкание
между фазами «В» и «С».

А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые

контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.

Как подать заявку на подключение к электросетям?


Подключение к электросетям зависит от местоположения и типа объекта, к которому требуется подключение. Однако, обычно, процедура подключения к электросетям включает следующие шаги:

  1. Обращение в местное электроснабжающее предприятие (ЭСП) или на их сайт для получения информации о процедуре подключения.

  2. Подача заявки на подключение к электросетям, которая может быть сделана в офисе или на сайте ЭСП. Обычно для подачи заявки необходимо предоставить следующую информацию: адрес объекта, тип и мощность подключения, планируемая дата подключения, контактные данные.

  3. Получение технических условий, которые устанавливают требования к проекту подключения и условия подключения к электросетям. Технические условия выдаются ЭСП после обработки заявки и проведения технического обследования места подключения.

  4. Разработка проекта подключения к электросетям, который должен быть разработан специалистами с соответствующей квалификацией.

  5. Получение разрешения на подключение, которое выдает ЭСП после согласования и утверждения проекта подключения.

  6. Проведение работ по подключению к электросетям с учетом технических условий и проекта подключения.

  7. Проверка и оформление документов об окончании работ, включая акт о приемке-передаче электрической энергии.

Рекомендуется обращаться в местное электроснабжающее предприятие для получения более подробной информации о процедуре подключения к электросетям в вашем регионе и помощи в заполнении необходимых документов.

Добавить комментарий