• Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе Нормы по ГОСТу и СНиПу
  • Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Материал изготовления опор
  • Металлические столбы
  • Железобетонные опоры
  • Столбы из композитных материалов

Интервал между столбами освещения подбирается согласно установленным ГОСТ и СНиП нормам. Для точного определения этого параметра необходимо учитывать ряд факторов, поэтому рекомендуется рассмотреть их в деталях, чтобы понимать процедуру проведения расчетов.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Общая информация

Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:

  • тип освещаемой зоны;
  • высота опор;
  • мощность источников света;
  • их тип и конфигурация;
  • расположение опор относительно освещаемой зоны;
  • особенности рельефа местности.

Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.

Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.

Какие бывают опоры освещения

Классификация опор освещения и требования к их исполнению представлены в стандарте ГОСТ 32947-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования. В частности, этим документом регламентируются особенности эксплуатации опор в зависимости от температурных условий, сейсмической активности, а также в агрессивной среде, влияющей на ресурс железобетонных конструкций.

Согласно стандарту опоры для организации освещения могут быть:

  • металлические;
  • железобетонные;
  • композитные.

Металлические опоры — изготавливаются из листовой стали, и предназначены для установки в регионах, где минимальная годовая температура не опускается ниже -40°C. В зависимости от их длины и диаметра конструкции чаще всего собираются из одного, двух или трёх звеньев, соединяемых сваркой. В особых случаях используются опоры, состоящие из четырёх, пяти и более звеньев.

По назначению металлические опоры освещения делятся на силовые и не силовые. В первом случае конструкция используется как для установки осветительной техники, так и для крепления различных проводов — электрических, коммуникационных. Соответственно, не силовые опоры выполняются исключительно для монтажа освещения.

Металлические опоры классифицируются также в зависимости от их продольной формы и конфигурации поперечного сечения. По первому признаку они могут быть цилиндрической формы, или же конической с сужением к верхней части. В поперечнике опоры из металла могут быть либо круглыми, либо многогранными. Гранёные столбы делаются исключительно конической продольной формы.

Кроме этого, металлические опоры классифицируются по способу установки на прямостоечные и фланцевые. Первый тип устанавливается на месте методом бетонирования. Второй — крепится на предварительно забетонированные фланцы.

Железобетонные опоры — изготавливаются из бетона методом литья с применением армирования. Преимущественно изготавливаются для организации освещения в регионах с минимальными температурами до -55°C, а также в районах, где сейсмическая активность достигает 7 баллов. Железобетонные опоры также более устойчивы к ветровым и гололёдным нагрузкам, чем металлические.

По способу установки ничем не отличаются от металлических, и бывают двух типов — прямостоечные и фланцевые. Однако по продольной форме и конфигурации поперечного сечения имеют намного больше вариантов исполнения. В том числе, они могут быть круглыми, пирамидальными, призматическими, коническими.

Композитные опоры — изготавливаются из двух и более компонентов, чаще с применением стеклопластика. Отличаются многообразием форм и конфигураций, долговечностью, стойкостью к коррозионным нагрузкам и другими преимуществами. По назначению могут быть как силовыми, так и не силовыми. По способу крепления — аналогично с металлическими и железобетонными — прямостоечные и фланцевые.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.

Материал изготовления опор

Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.

Металлические столбы

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Для изготовления этого варианта используют сталь. Подходит только для регионов, в которых зимой морозы не превышают показатель в -40 градусов. У опор из металла такие особенности:

  1. Чаще всего соединяют два или 3 элемента с помощью сварки. Но при небольшой высоте могут быть и цельные опоры, которые устанавливают краном.
  2. Металлические столбы могут использоваться только для освещения, в этом случае их называют не силовыми. Если же конструкция применяется для установки проводов и служит как линия электропередач, опоры называют силовыми.
  3. По сечению профиль может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина столба одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ему коническую форму.
  4. По методу установки выделяют прямостоечный и фланцевый виды. Первый устанавливают традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип удобнее за счет того, что основу заливают заранее и в ней размещают крепежный фланец. Нужно установить столб, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.

Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.

Железобетонные опоры

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:

  1. Для производства используют вибрационное оборудование, которое уплотняет бетон высокой марки, чтобы внутри не оставалось пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вкладывается каркас из сваренной арматуры.
  2. Конструкции можно использовать в регионах с температурами до -55 градусов. Они подходят почти для всех районов, потому что могут выдержать и сейсмические толчки силой до 7 баллов.
  3. Стойкость к обледенению и сильным ветрам у железобетона тоже на порядок выше, чем у металлических столбов.
  4. По форме могут быть разными: пирамидальными, круглыми, коническими, призматическими. Каждый из вариантов предназначен для определенных условий, поэтому подбирать надо по требованиям к освещению.
  5. Способы монтажа такие же, как и металлических опор. Можно бетонировать нижнюю часть в земле, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки нужна соответствующая техника.

Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон

Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.

Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:

  • на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
  • для городских дорог — не менее 0,5 метра;
  • при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
  • при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.

Расстояние между фонарями уличного освещения в парках, как правило, подбирается, исходя из требуемой функциональности. При выборе опор и источников света добиваются освещения, не ниже 5 люкс. В зонах, где проложены дорожки для велосипедистов, расчёту освещения уделяют особое внимание. В целом, расстояние между фонарями в парках варьируется в очень широком диапазоне, зависит от назначения, требуемой функциональности, а также учитывается наличие элементов декора (фонтанов, например) и выделенных зон.

во дворах определяется индивидуально в зависимости от их конфигурации. К примеру, высота устанавливаемых опор зависит от того, возможно ли обеспечить доступ к ним подъёмной техники для обслуживания. Если нет, то высота столбов будет не более 4 метров, и в соответствии с этим рассчитываются пролёты.

Виды опор фонарных столбов

Монтаж прямостоечных и фланцевых опор ведется по-разному. Первые заглубляют в грунт на определенную глубину, вторые – крепят на основание из железобетона. После окончания монтажа устанавливают систему управления освещением, монтируют светильники на опоры освещения и подключают, делают заземление, проверяют исправность проводки. Если требуется подводка силового кабеля под землей, сначала роют траншею глубиной, равной глубине закладки опоры, протягивают кабель, бурят котлован, соединяют его с траншеей, устанавливают и подключают опору. Порядок проведения работ может варьироваться.

Высота фонаря уличного освещения зависит от назначения опоры, которая может быть:

  • Декоративной (3-6 м). Чаще представлена опорой торшерного типа. Имеет самую небольшую высоту, устанавливается в парках, на аллеях, возле культурных объектов;
  • Уличной (6-12 м). Это стандартная опора освещения, применяемая в городе и пригороде. Может быть оснащена кронштейном с разным количеством рожков, которое определяется числом устанавливаемых светильников;
  • Специальной (12-50 м). Это мачта освещения, применяемая для установки на крупных объектах: стадионах, площадях, строительных площадках, вокзалах и пр.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Каким кабелем подключить дом от столба под землей?


Для подключения дома к электрической сети от столба под землей необходимо использовать специальный кабель, который соответствует требованиям электрической безопасности и способен выдержать нагрузки на протяжении длительного времени. Обычно для таких целей используют кабель с изоляцией из поливинилхлорида (ПВХ) или кабель с изоляцией из крестовинилового полимера (КВП).

Выбор конкретного типа кабеля зависит от ряда факторов, таких как:

  1. Напряжение: кабель должен быть подобран с учетом напряжения, которое будет передаваться от столба до дома. Обычно для домашней электросети используется кабель с напряжением до 600 В.

  2. Пропускная способность: выбор кабеля также зависит от того, какую мощность необходимо передать от столба до дома. Обычно для домашней электросети используют кабели с сечением проводника от 2,5 до 10 квадратных миллиметров.

  3. Условия эксплуатации: кабель должен быть подобран с учетом условий эксплуатации, таких как температура окружающей среды, влажность и другие факторы, которые могут повлиять на работу кабеля.

  4. Длина кабеля: длина кабеля также может повлиять на его эффективность, поэтому необходимо выбрать кабель с учетом расстояния между столбом и домом.

При установке кабеля необходимо следовать правилам безопасности и проводить работы только квалифицированными специалистами. Кроме того, перед установкой кабеля необходимо провести оценку электрической нагрузки и подобрать необходимые защитные устройства, такие как автоматические выключатели и предохранители.

Добавить комментарий